Правый поворот

Псковские размышления о выборах президента Австрии - 2016

В сентябре нас ждут парламентские выборы. Артподготовка, как водится, началась заранее, желающие быть избранными ведут ее с большим или меньшим усердием. Как обычно, кто-то уже сделал фальстарт, другие, наоборот, рискуют опоздать на стремительно уходящий поезд. Собственно, все самое интересное нас ждет впереди, а сейчас предлагаю немного отвлечься и через призму отдельной избирательной кампании посмотреть, чем сегодня живет старушка Европа.

Псковские дали

В минувшее воскресенье прошел первый тур президентских выборов в Австрии. Для жителей Пскова эта кампания приобрела некий оттенок сопричастности после того, как, благодаря стараниям Государственного архива Псковской области и Псковского агентства информации мы узнали, что одним из участников президентской гонки является наш земляк, Александр ван дер Беллен, чей дед фактически был главой губернии в революционные годы. И не просто участник, а еще и главный претендент на избрание.

Александр ван дер Беллен, к разочарованию псковичей, 24 апреля не стал президентом Австрии

Тут надо сказать пару слов про объем полномочий президента Австрии, а также о роли и месте Австрии в геополитическом устройстве Европы. Австрийский президент, конечно же, в большей степени номинальный глава государства. Формально имея обширные полномочия, прежние президенты крайне редко ими пользовались.

В то же время, в отличие от концептуально схожей политической системы Германии, австрийский президент – это всегда лидер нации. Политический лидер с непререкаемым моральным авторитетом. Достаточно сказать, что ни один из президентов никогда не проигрывал выборы – все уверенно переизбирались на второй президентский срок.

 

Есть такая партия

Австрия – страна с уникальной геополитической историей. Веками Вена была флагманом европейской политики, однако смогла гармонично и безболезненно избавиться от имперского наследия, став одним из лидеров современной Европы.

Будучи, несомненно, частью Евросоюза и европейской системы правоотношений, Австрия, тем не менее, проводит самостоятельную политику. Это проявляется в самых разных действиях. Например, Австрия имеет собственное мнение по вопросу санкций Евросоюза в отношении России, и это мнение претворяет в жизнь. А еще она может позволить себе назначить талантливого студента университета министром иностранных дел.

В прошедшее воскресенье австрийцы в очередной раз прославились наличием собственного (отличного от германского) мнения. Вопреки всем социологическим прогнозам, предполагавшим незначительное преимущество А. ван дер Беллена, уверенную победу одержал Норберт Хофер – кандидат от ультраправой Австрийской партии свободы.

Йорг Хайдер заставил поволноваться евробюрократов

Долгое время эта партия была политическим маргиналом и ассоциировалась, главным образом, с Йоргом Хайдером – харизматичным лидером партии 1990-2000-х годов. Хайдер, никогда не скрывавший своих националистических и расистских взглядов, как известно, чуть было не стал главой правительства по итогам парламентских выборов 1999 года.

Но тогда Евросоюз сдюжил – пригрозил Австрии международным бойкотом и, страшно сказать, санкциями. Хайдер решил в такой ситуации не раскачивать лодку и на время ушел из большой политики, оставаясь при этом кумиром многих коренных австрийцев и непререкаемым авторитетом для молодого поколения. Чем бы та история закончилась, можно лишь предполагать. Хайдер никогда себя не жалел и в итоге трагически погиб в автокатастрофе. Партия после его смерти некоторое время находилась в упадке.

 

Второе пришествие

Сейчас мы видим ее «второе пришествие». У Австрийской партии свободы новые лидеры – молодые, динамичные, способные говорить с австрийцами на «родном австрийском», а не на немецком языке.

Граждане Австрии, прямо скажем, никогда не были в восторге от идеи единой Европы. Граждане Австрии точно знают, что после упразднения шиллинга и введения евро они стали жить несколько хуже. Гражданам Австрии, особенно молодому поколению, до смерти надоела прогерманская риторика на тему «единого европейского пространства» и всеобъемлющей толерантности на почве априорной любви к беженцам. Однако же со всем этим можно было долгое время мириться. Все-таки австрийский уровень жизни – предел мечтаний для здравомыслящего большинства.

В конце 2015 года многие австрийцы по-нововму взглянули на проблему мигрантов

Это равновесие резко пошатнулось осенью 2015 года, когда Австрия стала одним из центров притяжения полчищ мигрантов с Ближнего Востока. Толпы «жертв военных конфликтов» возымели желание интегрироваться в европейское общество. И не абы в какое, а в немецкое, австрийское, на худой конец, в шведское. Рождественско-новогодние торжества в ряде европейских городов наглядно продемонстрировали то, как именно понимают интеграцию «несчастные беженцы». Женщинам Кельна и Зальцбурга об этом есть, что рассказать…

 

Евромэйнстрим

На этой волне и возник, как с понедельника пишут австрийские СМИ, «феномен Хофера». Социологам еще предстоят разбор полетов и выявление причин столь гигантской по меркам системного прогнозирования ошибки – практически все прогнозы по Хоферу ошиблись на 12-15%. Эти проценты Норберт Хофер отобрал у двух своих главных оппонентов, в первую очередь, у «нашего» А. ван дер Беллена.

Размышляя над природой этого феномена, я вспомнил прошлогодний разговор с одним австрийским приятелем. Разговор этот случился в августе прошлого года, еще до трагедии с грузовиком с 70 беженцами на дороге из Парндорфа, в самом начале миграционного кризиса, когда масштабы будущих процессов миграции трудно было себе представить.

Сами австрийцы напоминают, что именно с их подачи начались обе мировые войны

Я спросил, как будут австрийцы на все это реагировать? Переварят? Закроют границы? Мой собеседник задумался, после чего ответил: «Австрийцы некоторое время будут молчать. Границы вряд ли закроют – закон это позволяет, но все давно привыкли жить без границ. Арабы и турки для нас – норма повседневности. Этим нас не смутишь. Это тоже часть нашего образа жизни. Но если австрийцы поймут, что их образу жизни есть реальная угроза, они соберутся и без лишнего шума выберут себе нового Шикльгрубера…». И, помолчав, добавил: «Не забывай, мы, австрийцы – народ мирный и расслабленный. Но именно мы в прошлом веке затеяли обе мировые войны».

Австрийское общество развернулось в сторону правых идей. Развернулось так резко, неожиданно и, кажется, бесповоротно, что дух захватывает. В прежние годы ультраправые идеи пользовались поддержкой у молодежи и маргиналов. Сегодня это становится мэйнстримом. Ультраправые силы поднимают голову в Европе. Хайнц-Кристиан Штрахе, лидер Партии свободы, едва не стал мэром Вены. Его сподвижник, Норберт Хофер, готов повести Австрию по новому пути, на котором крайне мало места идеям европейского общежития и толерантности…    

Константин Калиниченко
Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...