Откровения бывшего сектанта

В редакции газеты "Псковская правда" прошёл круглый стол на тему "Как защитить детей от экспансии тоталитарных сект". Дискуссия затянулась на два часа. Кто такие сектанты и чем они отличаются от обычных верующих? Что такое тоталитарные секты и как уберечь от их влияния подрастающее поколение? Кто из детей или взрослых входит в группу риска? Что такое техника религиозной безопасности? - на эти и другие вопросы собравшиеся священники, социологи и журналисты попытались ответить вместе с миссионером Калининградской епархии Александром Пермяковым, прибывшим в Псков по приглашению городского молодежного центра.

О. Александр (Пермяков)

В юности отец Александр пять лет провёл в баптистской секте протестантского толка, пока не встретил, как он выразился, "совершенно чудесных православных людей", которые и "перевербовали" его в веру истинную. Теперь священник считает своим долгом разоблачать сектантство в любой форме. Проповедью он борется со всеми возможными тоталитарными сектами и их влиянием, особенно на детей.

 

Отличительный признак секты — обман на вербовке. Завлекая в секту, вербовщик обычно произносит то, что хочет услышать слабый сомневающийся человек. А альтернатива, по мнению проповедника, секте одна: христианская община с насыщенной литургической жизнью.

 

- Я вас уверяю, лично вы запросто можете попасть в секту! - не сомневался Александр Пермяков, когда я высказал вслух мысль о том, что попадают в секты люди преимущественно слабые, недалёкие и пустые, а раз так, то туда им и дорога.

 

Да, именно так: просто изначально существую люди, предрасположенные вступить в секту. Мне, к примеру, трудно представить себя участником некой секты, каких-нибудь мормонов, потому что когда я слышу тот бред, который несут сектанты, мне становится смешно. Научное мировоззрение, сформированная система ценностей, культурная традиция, в которой мы рождены и воспитаны, привычка самостоятельно мыслить надёжно защищают индивида от посягательств каких-то там гипотетических сектантов.

 

Если человек духовно пуст, малообразован, туповат, то что его жалеть-то? Ну и пусть себе идёт в секту, возможно, он найдёт в ней для себя что-нибудь важное и существенное. А образованный и думающий человек вряд ли попадётся на удочку сектанта. Жалеть нужно детей и людей больных, а взрослых людей жалеть не надо. Не надо и решать за них.

 

- Дело в том, что секты постоянно адаптируются к современности и ориентируются на современного человека. - Продолжил священник. - Взять, к примеру, саентологов. Из всех тоталитарных сект это самая модернизированная секта. Их учение находится на пике всех чаяний современного светского человека. Светскому человеку не нужны религиозные идеи. Ему нужно что-то такое наукообразное с элементами практической психологии. Чтобы там бизнес был, чтобы было много денег, чтобы всем было классно и здорово. Вот и всё. И на этом они не остановятся. Есть спрос – есть и предложение. Они увидят, что есть люди такого склада, как вы, например. С набором таких-то понятий и интересов.

 

- То есть получается, я ещё не нашёл свою секту? - Спросил я у православного миссионера, приехавшего в Псков со специальной миссией: предупредить псковичей о потенциальной опасности тоталитарных сект.

 

- Ваше счастье в том, что, возможно, такой секты пока ещё не существует. А может, и существует, а вам просто "не повезло" с ней встретиться. Но в секту ведь люди часто попадают вовсе не по мировоззренческим причинам.

 

- А по каким же ещё?

 

- Существует явление эмоционального резонанса. Это когда человек реагирует не на то, что ему говорят, а на то, что он чувствует, когда общается с каким-то человеком, допустим, вербовщиком. Представим, у вас какая-то сложная и критическая ситуация в жизни. Любой из нас в критической ситуации может "клюнуть" на какие-то слова и вещи, которые покажутся необычными. Да, есть люди, которые в меньшей степени подвергнуты сектантскому влиянию. Прежде всего это люди, знающие вкус истинной религиозности.

 

- А лично вас чем завлекли в секту?

 

- Это был 1993 год, и я учился в строительном институте, - начал своё рассказ миссионер. - Сам я из светской семьи. Никакой религиозности в семье не было. И вот у меня впервые появился человек (я играл с ним в шахматы), последователь учения Рериха и Блаватской, с которым мы говорили о доказательствах бытия Божьего. У него была теософская каша в голове, но в разговорах со мной он постоянно ставил меня своими вопросами в какие-то затруднения. Оказалось, что моё научное, атеистическое мировоззрение не всегда справляется с какими-то философскими проблемами.

 

А в это время моя семья, мама, брат и сестра, попали под влияние баптистов и стали посещать их собрания. И однажды я пришёл на одно из их собраний. И попал, что называется, под раздачу. Баптисты меня атаковали. Я к этому морально не был готов. Я стал читать Библию. Решил сам во всём разобраться. Но выяснилось, что самому разобраться сложно. И тогда мне помогли. Нашлись учителя.

 

Парадигма у баптистов была примитивная. Первое: что от тебя хочет Бог? Второе: что ты можешь сделать? Третье: от чего нужно отказаться? Всё понятно и просто. Мне было внушено, что я познакомлюсь с самыми крутыми, самыми интересными, самыми весёлыми, самыми счастливыми людьми на свете. А я тогда был очень худой, и на меня не очень смотрели девушки. И мне от этого было не очень ловко.

 

Я пришёл к баптистам, и увидел много красивых девчонок, которые со мной нормально общаются и не парятся по поводу того, что я бедный человек. Понимаете? Для них я свой, и не важно, сколько у меня денег в кармане. Я стал с этими девушками дружить и постепенно вовлёкся в секту. Мне сказали, что я теперь апостол. И у меня началась паранойя.

 

- Получается, они предложили вам некие человеческие ценности? Помогли обрести уверенность в себе? Подарили душевный комфорт в трудном и опасном возрасте. Адаптировали вас к реальности? Так что же в этом плохого?

 

- Совершенно верно. Они подарили мне эмоциональный комфорт. Всё-таки в основе это были хорошие люди. Я не могу сказать, что я прошёл через какой-то там человеческий Ад. И я не буду отрицать, что они сделали для меня много хорошего. Они помогли мне выжить в той непростой ситуации, в которой я оказался.

 

- Так что, получается, секта это не всегда и плохо? Или как?

 

- На самом деле, в большинстве случаев секта состоит из хороших людей. Другое дело, кто стоит во главе этой секты, и какие цели он преследует? Проблема в том, что лидер секты обычно получает колоссальную власть над людьми. И при этом ведёт себя по отношению к этим людям безответственно. В связи с чем он часто представляет для этих людей огромную опасность.

 

Когда в секту действительно приходит человек самоотверженный, альтруист, а лидер секты его ломает, то происходит страшная вещь. Это выглядит ужасней, чем два волка, готовых сожрать друг друга. Люди-то добрые, хорошие. А вот что или кто за этим стоит? Уже через месяц на меня наорали за то, что я пришёл на собрание без гостей. Мне сказали, что я паразит, что я подонок и неблагодарная свинья. Что я пришёл получать, а отдавать ничего не хочу.

 

А что я мог? Я мог только вовлекать и крестить неофитов. Кроме того, у меня, как у всякого человека, возникала потребность побыть одному. Секта не давала этой возможности, лишала меня личного времени. Ты должен быть лидером, ты должен то, ты должен сё. И почему ты не изображаешь из себя счастливого человека? Ты же в истинной организации Божьей! И получалось, что я вынужден был врать. Врать, зажигать, изображая из себя весельчака: "Вау! Братья! Супер!"

 

- Секта, выходит, это насилие?

 

- Естественно, насилие! И если сравнить то, что я приобрёл от вступления в секту, с тем, что я отдал, получится, что отдал я во много раз больше, чем получил. Моё блаженство от вступления в секту длилось два месяца, а провёл я в секте пять лет. Вот и считайте. И главное страдание заключалось в том, что ты начинаешь жить во лжи. И сам врёшь, и заставляешь других врать. Вот это состояние очень страшное. Очень болезненное и разрушительное.

 

Саша ДОНЕЦКИЙ
 

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...