10 августа в псковском воинском храме св. Александра Невского будут говорить о Третьем Риме

10 августа в 17 час. 30 мин. в храме св. Александра Невского состоится лекция «Москва – Третий Рим». Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, лекцию читает по благословению Архиепископа Евсевия мать игуменья Спасо-Елеазаровского монастыря Елисавета. Идея «Москва-Третий Рим» формировалась в стенах псковского Спасо-Елеазровского монастыря, и уже не первый год монастырь организует конференции, посвященные этой сложной богословской и государственной исторической проблеме России.

 

В одном из своих интервью информационной службе Епархии игумения Елисавета напомнила, что «идея Третьего Рима заключается в том, что Царь, которому вверена истина, вверено Царство, должен удерживать мир от прихода антихриста и ответствен за это перед всем человечеством. Благочестие Царя будет залогом того, что антихрист не явится. Если Царство не устоит - народ в своем благочестии не устоит, значит, на нем будет вина, поэтому Четвертому Риму «не быти». Сакральная истина о Третьем и Четвертом Риме известна миру через старца Филофея».

 

Напомним, что старец Филофей, монах псковского Елеазаровского монастыря (1510г.) отстаивал идею «Москва - Третий Рим», по которой Москва являлась всемирным политическим и церковным центром после падения Византии. Много кто говорил о Третьем Риме, но елеазаровский старец Филофей оформил эту идеологию основательно и обоснованно, когда шел вопрос о присоединении Пскова к Москве. Шла большая борьба за эти территории, псковичи не хотели объединяться с Москвой, где уровень благочестия был гораздо ниже, боялись оскверниться – ведь Псков строился как Небесный Иерусалим, как Дом Святой Троицы, и все упования и чаяния псковичей устремлены были к Царству Небесному. Филофей был воспитателем псковского дьяка Мисюря Мунехина и московского царя Василия Третьего, старец Филофей озвучил идею Третьего Рима для всего мира.

 

Само падение Рима и Константинополя, Первого и Второго Рима, он связывал с их изменой истинному христианству. Московские государи, согласно этой теории, являются прямыми потомками и продолжателями дела римских императоров. В его посланиях нашла наиболее последовательное отражение идея преемственности ведущей роли Москвы, Российского государства в Православном христианском мире, после утраты ее Константинополем. Канонической основой устроения нового Московского Патриархата является благословение Восточных Патриархов и Собора. Уложенная грамота 1589 года закрепила на историко-каноническом уровне формулу «Третьего Рима», соотнесенную со всем Российским царством, а не только с его столицей. В грамоте, скрепленной подписью и печатью Патриарха Иеремии, слова о «Третьем Риме» изложены от его лица. Грамота 1590 г. определяла Московскому Престолу пятое место в иерархии Патриарших Престолов, а также утвердила право Московского Собора на поставление Патриархов в дальнейшем.

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...