Блоги / Александр Донецкий

Вандализм обыкновенный и необыкновенный

05.04.2016 16:07|ПсковКомментариев: 35

Эта новость наверняка шокировала каждого псковича, любящего свой город, любого нормального человека: в ночь на 4 апреля некие вандалы уничтожили 34 наземных светильника на набережной реки Великой от Покровской башни до Ольгинского моста. Тридцать четыре - сразу! Как говорится, в один присест. Случай дикий, беспрецедентный, из ряда вон. Ничего подобного никто из старожилов, наверное, даже и не припомнит. Случалось ли такое в Пскове?

Подробности обескураживают. Били светильники камнями, раскурочивали, некоторые выдирали и уносили с собой. Весь этот мрак даже как-то не укладывается в голове. Трудно себе вообразить, как несколько нелюдей (людьми их назвать нельзя) под покровом ночи вдруг нападают на целую городскую набережную, сознательно уничтожая ее подсветку.

«Зачем? К чему?» - Вопросы праздные и бессмысленные. У вандализма нет рациональных объяснений. Смысл вандализма в разрушении, и, видимо, в особом чувстве радости и восторга от самого факта уничтожения чего-то нужного и красивого. Грунтовые светильники для того и устанавливаются, чтобы эффектно подсвечивать древние стены, создавать особый уют и неповторимую ауру. Чтобы приятно было прогуливаться вдоль средневековых стен с видом на реку. И местному жителю, и туристу. Но вот, оказывается, кому-то эта красота поперек горла.

Тридцать четыре сознательно, за одну ночь, разбитых светильника (не один, не два!) как-то сразу намекают на какую-то чудовищную провокацию, своего рода «спецоперацию», чуть ли не диверсию. Акцию демонстративную. Вызывающую. Бросающую вызов власти и обществу. Неизбежно возникает «конспирологическая» версия (назовем ее так). Потому что, повторюсь, как-то трудно себе представить, что вот-де собралась где-то компания злодеев, покумекала и решила: «А пойдем-ка и разгромим набережную реки Великой». Уж скорее легче себе представить некого опасного сумасшедшего, который на фоне весеннего обострения, в безумном механическом энтузиазме отправился от Покровской башни курочить светильники. Совсем с катушек съехал. И курочил и курочил, и бил камнями, пока не успокоился. И как-то так ему повезло, что не нашлось никого, кто смог бы его остановить и сдать в полицию.

То есть на данный момент (пока полиция не высказалась) мы так или иначе имеем две версии случившегося: «конспирологическую» и бытовую. Не знаю, может, я и наивен, но на мой взгляд, «тайная» версия во многом является просто результатом рационализации произошедшего. Случай, согласитесь, настолько монструозный, не умещающийся в сознании, что человеку хочется как-то объяснить этот дичайший инцидент на набережной. Мол, не просто так, по дури и от бескультурья, все это произошло, а имеются заинтересованные лица, какие-то частные фирмы, которые — э-ге-ге! - теперь получат выгодный контракт по установке новых светильников.

Тут же, кстати, нашептывается еще и версия «завышенных смет»: дескать, не стоили эти французские светильники по 50 тысяч рублей за штуку, вот некие псковские «коррупционеры» и решили спрятать «концы в дребезги». Наняли вандалов и расфигачили набережную. Вроде все логично, но тут же другие «диванные эксперты» напишут вам, что 50 тысяч рублей за грунтовый светильник и не столь дорого. Сколько анонимусов, столько и мнений.

По-моему, в данном случае все же не стоит полагаться на высказывания каких-то интернет-троллей, есть ведь в конце концов компетентные органы, специалисты, инженеры, способные расствавить все точки на «i», раз уж такая дискуссия в связи с погромом на набережной возникла. Пока же несложные подсчеты показывают, что в ночь на 4 апреля вандалы нанесли Пскову ущерб примерно на полтора с лишним миллиона рублей, и преступление это более чем серьезное.

И все же лично я не склонен уповать на «конспирологию». Это было бы слишком просто. Прибежала, как орда, группировка каких-то террористов и в чьих-то корыстных интересах разбила все светильники на набережной? В той же новости о 34 несчастных светильниках сообщается, что осенью в Парке породненных городов были украдены скамейки и разбиты 5 фонарей на набережной Великой от Ольгинского моста до реки Псковы. Виновные так и не были найдены. Фонари восстановили за счет бюджета города, но на сегодняшний день на том же участке повторно разбито уже 10 светильников. А знаете, где 10, там и до 34-х недалеко.

Что, разумеется, поражает в новой истории, так это то, что 34 светильника были разбиты одномоментно. То есть это надо было «постараться». Отчего и резонанс, отчего и всякие-разные «тайные» версии. Но с другой стороны, почему нет? Почему мы не верим в псковский вандализм, бессмысленный и беспощадный? На самом-то деле с этим самым «ползучим» вандализмом мы сталкиваемся буквально каждый день. Это вандализм обыкновенный, по латыни — vulgaris: обычный, привычный, так сказать, общепринятый, повседневный, обыденный. Согласно толковому словарю Ушакова, обыкновенный — вошедший в привычку, постоянный.

Идут вечером молодые люди по набережной Псковы, подвыпившие, а может, и трезвые, вдруг хватают камни и начинают метать по фонарям. Забава у них такая. Погасить светильник. Светильника нет. И преступников след простыл. А потом тысячи жителей и гостей города гуляют по набережным и видят следы безобразия. И рождается неизбежное чувство досады. Ну, как же так? Столько денег, трудов вложено, вроде бы почти достроили многострадальный туристический кластер. Преобразили набережные. Сделали городскую среду (хотя бы в центре, в исторических памятниках) более комфортной и благоустроенной. Такой, за которую и перед заезжим туристом не стыдно.

И — нате вам! Все равно стыдно. Уже не за среду. А за людей. Или — нелюдей. Это уж кому какое определение кажется более точным. И ведь не инопланетяне гадят. Не условная группировка запрещенной в России ИГИЛ. А свои, родные, скобари. Однажды наблюдал такую картину. Сидел на скамейке парень лет двадцати пяти и пил пиво из стеклянной бутылки. Симпатичный такой, обычный парень. Сидит, пьет пиво, разговаривает с товарищем. Допил. И вдруг, абсолютно не задумываясь, с безмятежностью на челе, буквально автоматически, - шмяк эту бутылку об асфальт. Бутылка — взорвалась на мелкие осколки.

Поверьте — это был не демонстративный жест, не какое-то сознательное хулиганство: вот возьму сейчас и разобью бутылку народу назло. Нет, абсолютно автоматически, по привычке, как высморкаться в ладонь. Шмяк! И мелкие бутылочные осколки, эта постоянная примета нашей изгаженной земли, пополнили безрадостную картину вандализма местного, обыкновенного. Наверняка, вот так же, не задумываясь, этот же молодой человек, вандал обыкновенный, поскачет каблуками по антивандальному светильнику. И даром, что светильник называется антивандальным. Не выдержит закаленное стекло этой скобарской простоты. И вот что ты будешь с этим делать?

На интернет-форумах, опять же, пишут, что надо народ воспитывать, просвещать. А по-моему, поздно, да и времени нет на просвещение. Сегодня 34 светильника, - завтра башню Псковского Кремля сожгут со слоганом: «Красиво горит». И тоже — не задумываясь, как бы сморкаясь в руку, и делая селфи на фоне пожара.

То, что произошло в ночь на понедельник, - это, конечно, случай беспрецедентный, резонансный, циничный и какой угодно; вандализм — явно необыкновенный. И, может быть, единственная «польза» из этого беспредела все-таки в том, что наши власти наконец-то всерьез задумаются, как бороться с этими безобразными проявлениями скобарской натуры? Лично у меня рецептов нет. Но они должны быть у правоохранительных органов, у чиновников, у специалистов. Вроде бы Псков готовится к Ганзейскому фестивалю? Так и будем беспомощно перекликиваться на интернет-форумах, или все-таки найдутся какие-то действительно эффективные меры защиты нашего культурного наследия?

Пока же просто хотелось, чтобы вандалов, уничтоживших 34 светильника, все-таки нашли и примерно наказали.

Александр Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 227 человек
Лента новостей