Новости партнеров
Культура

Мастер цифровых технологий

29.01.2016 09:58|ПсковКомментариев: 24
Первая в новом году выставка в Псковском музее-заповеднике задала тон всему выставочному процессу в 2016-м. Академик Российской академии художеств, профессор Строгановской академии Константин Худяков представил в Пскове свое «Искусство глубокого погружения» - выставочный проект, который собрал лучшее, что есть в его коллекции. На первый взгляд экспозиция кажется странной, мрачноватой, а местами несуразной, но если копнуть глубже, открывается удивительный мир цифрового искусства. Мир, окно в который для псковичей прорубил Константин Худяков, ведь мало кто до него показывал нам нечто подобное.  
 
 
 
Куратор выставки, заведующий сектором выставочных проектов Псковского музея-заповедника Николай Москалев признался, что когда впервые познакомился с творчеством Худякова, мягко говоря, обалдел. «У меня буквально отвисла челюсть», - сказал он. Тогда же, много лет назад, он принял решение, что такое творчество непременно нужно показать Пскову. Прошли годы, и вот «Искусство глубокого погружения» в конце января открывает цикл выставок, посвященных юбилейному году Псковского музея-заповедника.
 
 
«Константин Худяков - это большой мастер современных цифровых технологий. Уверен, что эта выставка очень полезна для псковской общественности, для тех, кто мыслит, для тех, кто думает, кто стремится к таким технологиям, хотя для меня они и далеки», - признался Николай Москалев и сравнил творчество Худякова с сюрреализмом - «искусство на грани сна и реальности».
 
 
Художник без лишней скромности и кокетства и сам рассказывал о себе. Родился он в 00.15 в ночь с 31 декабря на 1 января, но мама в графе «дата рождения» обозначила 2 января, чтобы сына на год позже забрали в армию. Поэтому мастер дважды отмечает день рождения.
 
 
 
По образованию архитектор. В 1971 году окончил Московский архитектурный институт. «Мечтал остаться на кафедре живописи, но мне продали главным художником в Центральный музей Ленина в Москве», - рассказывает он. Признается, что однокашники ему очень завидовали: вместо привычных для обычных выпускников 105 рублей он получал 220. 
 
 
Целый год молодой Худяков переживал по поводу назначения, свыкался с должностью, а потом понял, что музей Ленина имеет колоссальные технические возможности для дизайнерских экспериментов. На это он купился и начал создавать дизайн Центрального музея В. И. Ленина. Витрины, колпаки, турникеты и прочие мелочи, невидимые глазу детали, создающие общее представление о музее. Параллельно занимался живописью. Выставлялся в подвалах, которые КГБ «определило» для нон-конформистов, «как тараканы распространявшихся по Москве». 
 
 
Был участником группы «20 московских художников». «Она не была собрана по идейным соображением. Это был Ноев ковчег художников разных направлений. Мы помогали друг другу и не мешали», - вспоминает он.
 
 
Эта группа собирала огромные очереди на свои выставки, по 90 тысяч человек в месяц посещали их экспозиции в подвалах, в которых, по признанию очевидцев, было как в бане. «Очереди сравнимы с очередями на Серова», - смеется художник. - Нам казалось, что мы гении, коль народ прет на нас. Дураки были, сейчас мы понимаем, что в искусстве все сложнее».
 
 
В конце концов Константин Худяков понял, что он не выдающийся живописец и делать то, что делал Серов, не сможет. Поэтому начал ждать свой инструмент, и в 1997 году произошла его первая встреча с компьютером, который на тот момент «стал доступен для обычных людей». Тогда же художник открыл для себя мир Photoshop. «Я стал брать уроки по различным программам, и в конце концов понял, что цифровая технология может быть таким же инструментом художника, как и кисть, молоток и т. п. Я увидел колоссальнейшие возможности цифровых технологий. Сначала было много ошибок. На выходе такие программы дают обманчивый эффект высокого качества», - отмечает Худяков. 
 
 
Так он начал поиск своих, «адекватных мозгам» программ. Первым проектом стал большой цикл Hotel Russia, задуманный автором как художественный двойник мира, в котором мы живем. Этот проект, рассказал автор, длится до сих пор. В псковской экспозиции представлены несколько работ из этого цикла.
 
 
Позже был проект «Предстояние/Deisis», представленный в Третьяковской галерее. Именно эти работы в свое время так поразили Николая Москалева. Неудивительно - проникновенный взгляд Христа, слезы, боль и вера в лучшее будущее - все это передают полотна автора. 
 
 
 
Изначально в проекте Deisis Константин Худяков намеревался выразить заказ одного бизнесмена по созданию новой русской иконы. Он советовался с церковью, и священники попросили его «не лезть в их дела». Поэтому было решено делать светский проект, который получил поддержку продиакона Андрея Кураева и протоиерея Всеволода Чаплина. Название цикла, кстати, принадлежит последнему. С ним, названием, произошел интересный случай. Известный российский режиссер Никита Михалков тоже хотел назвать свой фильм «Предстояние», но выяснилось, что название уже зарегистрировано. Тем не менее заказчики проекта позволили использовать его в рекламной кампании Михалкова.
 
 
«Это был мой первый крупный проект. Я попытался и сделал его, слепил (этот термин подходит к тому, что я делаю в компьютере)», - вспоминает Худяков. Работал в программе Poser, которая позволяет экспериментировать с любым материалом. Для создания полотен отснял около 350 моделей. Буквально затаскивал понравившихся ему на рынке, в магазине, на улице людей к себе в мастерскую и фотографировал. Снимал фрагменты человеческих лиц, затем на болванку наклеивал их в Photoshop. Так получился гиперпортрет, который можно распечатать на листе 3 на 2 метра, сохранив мельчайшую детализацию.
 
 
Третий проект назывался «Омут». Он был посвящен печальной военной истории, рассказывает художник. Существует легенда, что английские конвоиры во время войны возили провизию в нашу страну, и для них в Северодвинске был создан специальный клуб. Там моряки отдыхали, расслаблялись, приходили в себя после тяжелейшей операции, отмечает автор. Чтобы скрасить их досуг, им направляли девушек. Когда война закончилась, миссии расформировали, этих девушек посадили на баржу и в Северной Двине утопили. Именно этой ужасающей легенде посвящены работы Худякова.
 
 
На самом деле, после таких рассказов очень трудно смотреть в глаза героиням картин художника, потому что чувствуешь себя перед ними виноватым. На огромном полотнище «Омут» можно прочесть разочарование, неизбежность казни в глазах каждой приговоренной к смерти. Грусть и ноющая боль охватывает все сознание, если всматриваться в детали этой трагичной картины.
 
 
 
Следующий эксперимент художника был куда более легок и даже юмористичен - он приступил к созданию нового русского шрифта из банановой кожуры. «Раз уж мы превращаемся в банановую республику», - улыбнулся мастер. Материал оказался очень пластичным, «богатым», а шрифт - интересным и необычным. Так приглянулся он некоторым русским олигархам, что те начали заказывать для себя вензеля с использованием бананового шрифта.
 
 
Затем было «Искусство высокого разрешения», часть работ которого представлена в Пскове. И вот теперь «Искусство глубокого погружения» с использованием более сложных программ. Константин Худяков вспоминает, как впервые увидел iPhone, «сердце забилось неровно», и он понял, что это тот инструмент, который он ждал всю жизнь. С приходом смартфона в его жизнь изменилось и его цифровое искусство.
 
 
«Цифровое искусство встанет в один ряд с другим, когда носитель изображения будет высокого качества и превзойдет живопись, графику, скульптуру», - убежден художник.
 
 
Еще один эксперимент, который он опробовал, это использования в инсталляциях интерактивного экрана. Такие экраны, считает Худяков, становятся альтернативой кино. Фильм, в отличии от них, нельзя смотреть бесконечно. Художник создал большое количество различных кадров, которые стыкуются друг с другом вне зависимости от их последовательности. Таким образом, человек, который работает с этим интерактивным экраном, создает свой уникальный рассказ. Хотя сюжет фильма, который создают зрители, один: девушка в ночь перед свадьбой видит сон, в котором ее жених - гей, а она выдает его замуж. К сожалению, Константин Худяков физически не смог привезти установку в Псков, но заверил гостей выставки, что за такими технологиями будущее. «Художник с режиссерскими мозгами и режиссер с мозгами художника сможет создавать симбиоз между изобразительным искусством и кино», - добавил он.
 
 
Еще одна исследуемая им отрасль - 3D-принтер. «Чудеса получаются невероятные, причем из любого материала. Но это очень дорого. Небольшая скульптура обходится в 4 тысячи долларов», - признался гость. В последнее время художники начинают работать с 3D- принтерами, которые используют живой материал, живые клетки. «То есть художники начинают выращивать нечто живое. Многие считают, что за этим будущее, но это страшная технология. Слава богу, что она безумно дорогая. Все же дешевле холст, масло и кисточка, а еще дешевле бумага и карандаш», - улыбается он.
 
 
Еще один вариант его творчества - это стерео-картины. Каждый помнит из детства такие открытки, рисунок на которых меняется в зависимости от угла зрения. Технологии вроде бы старые, но Константин Худяков вместе с помощником научился делать картину не из двух фотографий, а из 220-ти. Эффект, надо признаться, удивительный. «Практически ручная работа», - добавляет мастер.
 
 
Константин Худяков убежден, что цифровое искусство нельзя сравнивать с изобразительным.  Смысла в этом нет. Важен художники и качество его работ. На сегодня такое творчество - это новый вид изобразительного искусства, художников, которые творят в нем очень мало. При этом, заметил столичный гость, инструментов для воплощения идей настолько много, что каждый художник уникален, каждый, освоив часть из них, уже непохож на другого. «Отношения между нами очень даже хорошие. Это высоко интеллектуальные люди, конкуренция здесь глупа и наивна. Все мы разные. Глупо завидовать друг другу. За мной идет 20-летняя молодежь, у них совсем другой инструмент. Я рад что-то перенять и у них. Многие из них самородки, которые когда-то ходили в художественную школу. Вообще все люди в душе художники. До 3-7 лет все дети рисуют одинаково великолепно. Они все искренни, чисты, у них невероятные композиции. Проходит время, и у них появляются другие увлечение, но те, что поглупее, остаются художниками», - убежден мастер.
 
 
От Псковского музея-заповедника и его коллекции Константин Худяков остался в восторге. Он принял решение подарить в коллекцию современного искусства, которую собирают сотрудники музея, три свои работы. Причем выбрать их разрешил самим музейщикам. «Я поймал себя на мысли, что выставки полезны не только вам, но и мне. Идет пересмотр ценностей. Я наблюдал, как женщины выбирали из моих работ те, которые хотели бы оставить себе. То, что они выбрали, мне показалось, что это самые лучшие мои работы», - признался художник. В итоге в Пскове останутся «Чужой», «Тайное вечере» и «Иисус».
 
 
На этом, уверяют музейщики, сотрудничество Псковского музея-заповедника с художником не заканчивается. Будем ждать новых экспериментов. А пока у псковичей есть уникальная возможность насладиться необычными работами Константина Худякова в выставочном зале Псковского музея (ул. Некрасова, 7). Продлится выставка до 29 февраля.
 
Светлана Аванесова
ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 255 человек
Лента новостей