Новости партнеров
Политика

Роман с властью: уйти, чтобы остаться

07.02.2017 13:04|ПсковКомментариев: 96

Администрацию Псковской области покидает Роман Романов - одна из наиболее значимых фигур в окружении Андрея Турчака на протяжении всех восьми лет его губернаторства. О принятом кадровом решении сегодня, 7 февраля, объявил сам глава региона, сообщив, что его, теперь уже бывший, подчиненный станет проректором по воспитательной работе Псковского государственного университета и будет курировать там ряд направлений, в том числе деятельность Центра политических и социологических исследований при вузе. По признанию Турчака, Романова из администрации отпускают с грустью. И здесь нелишне напомнить, что замруководителя аппарата администрации, в прошлом начальник управления внутренней политики является представителем самого первого губернаторского призыва (он пришел в Дом Советов вместе со своим «патроном» еще в начале 2009-го). Наряду с заместителями главы области Максимом Жаворонковым и Сергеем Перниковым господин Романов по праву может носить звание рекордсмена-долгожителя губернаторской команды, он входит в «ближний круг» и пользуется личным доверием шефа. К тому же Романа Романова, как, к слову, и сенатора Александра Борисова, связывают с Турчаком годы совместной работы в «Единой России», а именно реализация молодежной политики партии власти.

Роман Романов на заседании администрации области. 7 февраля 2017 года

Учитывая род деятельности «отставника», представляется вполне естественным, что у Романа Романова немало недоброжелателей. Полагаю, что сегодня многие из них, ориентируясь на сам факт его ухода из администрации, делают вывод о том, что это - падение с пресловутой «вертикали власти». Не исключаю, что кто-то из представителей псковского политического класса (как в рядах оппозиции, так и в партии власти) довольно потирает руки, ожидая в связи с отставкой Романова каких-то изменений в курсе команды Турчака. Однако, на мой взгляд, это поспешное заключение, основанное лишь на внешней стороне кадрового решения. Чтобы понять смысл произошедшего, можно вспомнить пример известного российского политтехнолога Константина Костина, который, кстати, на рубеже веков засветился на губернаторских выборах в Псковской области. В дальнейшем он сделал впечатляющую карьеру в «Единой России» и администрации президента РФ, одно время даже был руководителем кремлевского управления внутренней политики. В мае 2012 года Костин оставил пост в администрации президента России, возглавив им же созданный негосударственный Фонд развития гражданского общества. Тот самый ФоРГО, который в последние годы составляет известный рейтинг эффективности глав субъектов РФ, серьезно занимается внутренней российской политикой и работает с Кремлем, в том числе на выборах. Вполне вероятно, что уход Романова - в чем-то схожая с этой, костинской, история. Насколько можно понять, псковский чиновник уходит в университет, где будет иметь возможность заниматься не только вопросами образования, но и курировать Центр политических и социологических исследований (предположу, что эта структура теперь заживет какой-то новой жизнью и, простите за штамп, получит импульс к развитию).

И здесь следует напомнить, что свою трудовую биографию Романов начинал в университете родного Томска и занимался как раз воспитательной работой. Еще осенью 2014-го ПЛН писала: уже давно ходили разговоры, что писатель, блогер и спичрайтер губернатора несколько тяготится этой работы. «Время от времени в разговорах всплывали различные варианты продолжения его трудовой биографии - от перехода на преподавательскую работу в псковский университет до отъезда в родной Томск», - отмечали мы, комментируя перевод Романова с позиции начальника управления внутренней политики на должность замруководителя аппарата администрации. К слову, в этом желании сменить род деятельности, на мой взгляд, не было ничего сверхъестественного. Как и у любого чиновника, у Романова были ошибки и сложные ситуации, его путь во власти не был простым, образно говоря, он не раз набивал шишки. Он был вписан в сложную и запутанную управленческую модель и работал в тандеме с куратором политико-медийного блока - вице-губернатором Жаворонковым. Как и другие члены команды, Романов нес ответственность за допущенные косяки. Нередко становился объектом для нападок со стороны различных политических групп внутри региона. К тому же не секрет, что чиновничья работа - это «день сурка», она накладывает отпечаток на каждого - при этом не все горят желанием оставаться винтиками этого властного механизма.

Роман Романов и Андрей Турчак на дистанции традиционного «Марша мира». Июнь 2015 года.

Интересно и то, что полтора месяца назад, поздравляя губернатора с Днем рождения, Роман Романов писал в одной из социальных сетей: «Сегодня День Рождения у замечательного человека - Андрея Турчака. Поскольку я с ним работал задолго до госслужбы, то имею право поздравить не как подчиненный. Да в принципе и работаю я его подчиненным в администрации именно потому, что знаю его давно задолго. И хотел бы после работы чиновником, которая рано или поздно закончится, что-то делать недалеко от него. Потому что самый большой кайф в этой жизни работать с чистой совестью с людьми с совестью и на благо страны. Я это точно, на сто процентов, знаю за столько лет, весь остальной обязательно сопутствующий мусор политики время сдует».

И вот это обозначенное в декабрьском поздравлении «рано или поздно» наступило - Романов покидает администрацию. Говоря о значении этого шага, важно понимать и то, что в реальной политике не все зависит от формального статуса. Известны случаи, когда, скажем, вице-губернаторы были менее значимы, чем те, кто стоит вроде бы ниже на иерархической лестнице. Чтобы иметь влияние - не обязательно стоять на верхних ступеньках. Не все рвутся на публичный политический Олимп. Тем более это применимо к Романову, если иметь в виду особенности творческой натуры эдакого салтыкова-щедрина наших дней (как известно, Михаил Евграфович совмещал писательство с работой в должности вице-губернатора).

При этом давным-давно Романов назвал себя солдатом. Определение так четко легло на образ, что отодрать его от чиновника стало невозможно. Да - солдат. Взятый с самого начала губернатором-полководцем на офицерскую должность и доросший до полковника. Солдат - но не тот, хрестоматийный, в рюкзаке которого лежит маршальский жезл. У Романова и походного рюкзака-то не было. Скорее, в его руках гражданский чемоданчик, в одном отсеке которого портативная пишущая машинка, а в другом черновики выступлений шефа, рукописи еще не изданных книг и подарочные экземпляры отпечатанных в Великолукской типографии «Охотников за голосами», «Монархистов» и «Чиновника Авдия». Кстати, о книжках Романова. Они же тоже о политике. То есть, как мне представляется, здесь налицо попытка переосмыслить сферу, в которой он занят, «переварить», взглянуть на происходящее со стороны.

Роман Романов в образе боксера

Ну и в завершении о еще одном мотиве принятого решения, может быть, пока еще не столь очевидном - а именно о подготовке к муниципальным выборам, которые пройдут уже в сентябре этого года. Как сказал когда-то сам Романов в одном из первых своих комментариев в Пскове, «политический подтекст есть всегда, даже если сами люди этого не понимают». Выборы-2017 крайне важны - и сами по себе, и потому что формируется так называемый «муниципальный фильтр» на следующий губернаторский марафон, но еще больше они важны, потому что грядущая муниципальная кампания фактически перейдет в президентскую. Выборы главы государства состоятся в марте 2018-го, наиболее активная фаза придется на вторую половину этого и начало следующего года. Стоит ли говорить, что обеспечение результата по итогам президентской кампании - это важнейшая задача для любой губернской власти. И тут, как мне представляется, Романов очень важен. Судя по тому, что его перевели на другое направление, важен именно в этом качестве - уже не чиновника. Тем более, что это решение очень удачно вписывается и в прослеживаемый тренд на сокращение людей в политико-медийном блоке администрации. При этом выводимые из условного «штаба» бойцы получают карт-бланш в других направлениях. Так что говорить о том, что этот роман с властью дописан, я бы не стал. «Солдат Турчака» Романов - еще не дембель.

Александр Савенко

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 257 человек
Лента новостей