Сеголня. 16 июня, на заседании Общественного совета при губернаторе Псковской области Андрее Турчаке планируется обсудить новые зоны охраны памятников истории и культуры Пскова. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, этот проект, созданный ярославскими специалистами по заказу администрации Псковской области, уже стал предметом ожесточенных споров.

Авторы и заказчики проекта уверены, что он позволит городу развиваться. Противники же из числа местной культурной общественности считают, что новый документ не будет способствовать ни охране памятников, ни улучшению инвестиционного климата в городе.

Действующий проект охранных зон Пскова был утвержден в 1995 году Псковским областным Собранием депутатов и имеет статус областного закона. Общая площадь входящих в него территорий составляет 330 га, включая, в частности, весь исторический центр города. Охранные зоны отдельных памятников там накладываются друг на друга, образуя "неприкосновенную территорию", любое строительство на которой после вступления в 2002 году в силу Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" было запрещено.

Этот запрет, разумеется, вызывает многочисленные нарекания со стороны застройщиков: реализация девелоперских проектов в историческом центре города, по понятным причинам наиболее привлекательном для инвесторов, каждый раз оборачивается скандалом.

Региональные власти уверены, что действующие зоны охраны памятников устарели морально, сдерживая развитие города, а кроме того противоречат федеральному законодательству. В результате, в феврале 2011 года государственный комитет по туризму, инвестициям и пространственному развитию объявил конкурс на разработку новых охранных зон, победителем в котором стал ярославский Институт проблем устойчивого развития городов и территорий. При этом техническое задание для разработчиков включало лишь 11 псковских памятников истории и культуры, для которых должны быть созданы проекты зон охраны: 10 федерального значения и 1 - регионального. В этот список вошли ансамбли Псковского Кремля, Старо-Вознесенского и Спасо-Мирожского монастырей, церкви Богоявления с Запсковья, Климента папы Римского, Рождества Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова на Мишариной горе, Константина и Елены, Успения в Бутырках, Николы в Любятове, а также псковский железнодорожный вокзал. В областном комитете по туризму, инвестициям и пространственному развитию уверены, что охранные зоны этих памятников (значительная часть из них находится в центре города) надежно прикроют историческое ядро Пскова.

Однако представители местной культурной общественности - в первую очередь активисты регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) - опасаются, что в "просветах" между одиннадцатью зонами охраны могут появиться объекты, способные радикально изменить облик Пскова. Ведь по закону, после того, как областное Собрание депутатов утвердит новые охранные зоны, все прежние утратят силу. В результате, считают в местном ВООПИиК, у застройщиков окажутся практически полностью развязаны руки.

Кроме того, псковским архитекторам и реставраторам непонятны принципы, по которым были отобраны 11 "избранных" памятников. Ведь на территории Пскова поставлено на государственный учет 383 объекта культурного наследия. В их числе 140 - федерального и 243 - регионального значения. Еще 115 недавно выявленных памятников только ожидают включения в список объектов, охраняемых государством.

Сам проект зон охраны, разработанный ярославскими специалистами, по мнению псковичей является чрезвычайно "сырым". Начиная с того, что пояснительная записка к нему изобиловала фразами вроде "сохранение исторической среды города Пскова не может и не должно противоречить задачам сохранения культурного слоя города Ростова", и заканчивая существенными фактическими ошибками. К примеру, судя по информации разработчиков проекта, вокруг псковской Шпагатной фабрики преобладает современная застройка, хотя на самом деле она там преимущественно историческая. А построенный в конце 2000-х годов квартал элитного жилья "Золотая набережная" фигурирует в проекте в качестве "исторической застройки".

Кроме того, по мнению псковских градостроителей, проекты охранных зон содержат чересчур много ограничений для архитекторов: прописаны чуть ли не размеры и расположение оконных проемов. Наконец, складывается впечатление, что некоторые нюансы новых охранных зон подогнаны под конкретные девелоперские проекты, осуществить которые в соответствии с действующими нормами невозможно.

В итоге, по мнению псковского архитектора Владимира Шуляковского, проект новых охранных зон "ни делу охраны памятников, ни улучшению инвестиционного климата способствовать не будет", поскольку он "методологически выполнен неверно".

Власти Пскова, в свою очередь, с настороженностью отнеслись к предложенному им областными коллегами проекту. "Мне придётся подписывать разрешения на строительство, и очень не хотелось, чтобы потом было стыдно за выданные разрешения", - заявил глава администрации города Петр Слепченко. Градостроительный совет, заседание которого, посвященное вопросу об охранных зонах, состоялось 14 июня, рекомендовал дополнить проект объектами, оставшимися без охраны и снять излишнюю детализацию требований к архитекторам.

Однако очевидно, что последнее слово останется даже не за депутатами областного Собрания, которым предстоит утверждать новые охранные зоны, а за губернатором Псковской области Андреем Турчаком, который в апреле этого года на заседании общественного совета по культурному наследию, где впервые обсуждался вопрос о новых зонах охраны памятников, заявил что не допустит в Пскове "повторения градостроительных ошибок прошлого".