Конституционный суд России признал сегодня несправедливыми нормы Уголовного кодекса РФ, которые разрешают "закрыть" уголовное дело по смерти подозреваемого, в то время как его родственники настаивают на невиновности умершего. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 14 июля, в пресс-службе суда, таково постановление по "нашумевшему делу "Лукойла" - по жалобе Сергея Александрина, отца Ольги Александриной, погибшей в ДТП с машиной вице-президента компании.

Громкий случай - авария с участием авто вице-президента "Лукойла" Анатолия Баркова, произошел в феврале 2010 года в Москве. За рулем "Мерседес-Бенц S 500" топ-менеджера компании находился его водитель Картаев. Обвинить в ДТП пытались Ольгу Александрину - она вела вторую машину, "Ситроен СЗ". И Александрина, и ее пассажирка Сидельникова погибли в аварии. А в августе 2010 года Следственный комитет при МВД РФ прекратил уголовное дело по факту ДТП в связи со смертью подозреваемой. Отец Ольги, Сергей Александрин, безуспешно пытался обжаловать постановление следователей, надеясь доказать невиновность и реабилитировать дочь. В похожей ситуации оказался и отец оперуполномоченного угрозыска Ващенко из Челябинской области (против него прекратили - также в связи со смертью - дело о превышении служебных полномочий при исполнении служебных обязанностей в отношении двух контрактников).

Оба родителя-заявителя полагали, что оспариваемые ими нормы УК РФ нарушают принцип презумпции невиновности - не дают оправдаться. Конституционный суд сегодня согласился с ними, и признал, что, как говорится в официальном сообщении, "решение о прекращении уголовного дела в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) не подменяет собой приговор суда и не является актом, устанавливающим виновность обвиняемого". Законодатель ограничил право погибших на реабилитацию, не наделив их родственников правом возражать против закрытия уголовных дел. Если близкая родня против этого - правоохранители обязаны продолжить предварительное следствие и направить дело в суд.

Конституционный суд РФ предписал федеральному законодателю конкретизировать перечень лиц, чье согласие которых необходимо для прекращения уголовного дела в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого). ГосДуме РФ придется также прописать в нормативных актах, как именно следует вести предварительное расследование и суды в случае смерти подозреваемых.