Есть ли у государства "рецепты", способные удержать на земле разочаровавшихся во всем фермеров, размышляет в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заместитель председателя комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу правительства Ленинградской области, начальник департамента по развитию сельского хозяйства Игорь Прохоров.

ИА REGNUM: Что можно сказать фермеру, уставшему от проблем и бедности?

Тот, кто работал на селе, никогда особенно богатым и не был. Такая работа требует не только больших физических сил, но и значительных материальных затрат. Согласен, что это сложно. Могу сказать, что из всех фермеров, которые в 90-х годах ринулись брать фермерские участки, дай бог, 30% сегодня остаются на местах, и только примерно процентов 20 из этих 30-ти официально работают не только на себя, но и на продукцию, которую выставляют на продажу. Я почти семь лет отработал руководителем ОПК (опытно-производственный кооператив) в Приозерском районе Ленинградской области, и точно знаю, что из 365 фермеров примерно 100 подавали декларации о деятельности, и всего 36 числились в реестре сельскохозяйственных товаропроизводителей.

ИА REGNUM: Самая большая проблема сегодня - нерешенные земельные вопросы.

Фермеры обижаются и, возможно, правильно, на свои районные администрации, и на нас, может быть обижаются, что никак не могут, например, решить вопросы расширения своих земельных участков. Помнится, в 90-е годы стали появляться собственники на землю. В то же время законом об обороте земель сельхозназначения было предусмотрено выделение паев. До сих пор речь идет о необходимости отменить этот закон. Мы со своей стороны пытаемся доказать, что пора бы уже законодательно определиться с собственникам земли: дать возможность людям либо ее оформить официально, либо от нее отказаться, и тогда мы бы могли уже более конкретно обсуждать развитие площадей, закрепление этих земель за теми или иными действительно работающими хозяйствами.

ИА REGNUM: А с остальными фермерскими проблемами что делать?

Мы, конечно, рассматриваем всевозможные заявления, пытаемся помочь крестьянским фермерским хозяйствам. Ранее нами был принят ряд решений по всем дотациям и субсидиям, предусмотренным программами по развитию сельского хозяйства Ленинградской области. В эти программы могут включаться как владельцы крупных сельхозпредприятий, так и фермерские хозяйства. Кроме того, правительством Ленобласти принято постановление о субсидировании первых взносов по приобретению племенного материала, техники и минеральных удобрений. То есть, определенные субсидии фермер получает, но, конечно, тот затратный механизм, который действует в сфере сельского хозяйства, значителен, и далеко не во всем мы можем помочь.

ИА REGNUM: Какие еще виды помощи можете предложить?

Мы приступили к разработке программ, аналогичных, наверно, тем, которые были у нас в социалистические времена - например, о развитии потребительской кооперации, и, думаю, только объединив фермеров, сможем упростить решение многих вопросов. Сегодня нашего фермера можно назвать многоотраслевым: он производит, он продает, он закупает... Плюс ко всему он должен составить налоговый отчет, отчитаться о бухгалтерской деятельности, о целевых расходах, кредитах и так далее. Для того чтобы помочь, у нас при ОПК создан основной консультационный центр и идет развитие сети районных консультационных центров, планируется, что такие центры будет существовать в каждом районе для того, чтобы любой фермер, любой руководитель личного подсобного хозяйства мог подойти и получить ответы на свои вопросы. Например, по тем же государственным субсидиям или по программам, которые дают возможность решить те или иные проблемы. К тому же существует сайт комитета аграрнопромышленного комплекса области и районные сайты, где могут получить информацию руководители хозяйств. Стараемся в течение трех - пяти дней отвечать на поступающие вопросы.

ИА REGNUM: У фермеров, которые начинали в начале 90-х годов, подросли дети, и теперь главы хозяйств переживают, что, в большинстве случаев, нет продолжения фермерских династий, младшее поколение устремляется в города. Что сделать, как детей удержать на земле?

Конечно, важен престиж профессии, и об этом надо заботиться. Но очевидно и то, что токарь, например, может спокойно оставить станок, выполнив определенные задания, и пойти отдыхать, а фермерство - другой случай. Дело это круглосуточное, животных или птицу невозможно оставить без внимания. Но есть весомый аргумент - любовь к селу. Мне кажется, жизнь в селе более интересной и полезной, чем жизнь в городе.

ИА REGNUM: В соседней Финляндии есть небольшие семейные фермы. А что происходит с семейным фермерством в Ленинградской области?

Пусть их не слишком много, но у нас тоже есть семейные фермы. Существует пилотный проект развития фермерского движения в этом направлении. Кстати, и в соседней Финляндии серьезной проблемой остается то, что молодежь на земле не остается. Все прекрасно понимают, что сельская жизнь предполагает возможность зарабатывать деньги только своим трудом, а на результаты труда влияют погодные условия. Засуха или, напротив, ливневые дожди часто ведут к дополнительным затратам. И все-таки надо верить в прогресс: появляется новая техника, комбайны, трактора с компьютерным управлением, с удобными, комфортабельными кабинами. С помощью такой техники мы уже производим посадки картофеля, посев и обработку семян.

ИА REGNUM: Вы верите в благие перемены в "деревне"?

Остается надеяться, что новые технологии, которые больше привлекают молодежь, позволят как-то укрепить престиж фермерства. Например, сейчас мало внимания уделяется коневодству, но есть же буквально фанаты этого дела, и на таких людях все держится. Коневодство развивается, появляются клубы, проводятся соревнования... Думаю, пройдет время, и молодежь поймет, что село - это здоровье не только самих молодых людей, но и будущего поколения, что без сельхозпродукции не обойтись, и свое всегда лучше, полезнее, чем завозное. Может быть, мы где-то уступаем Западу в переработке или упаковке сельхозпродукции, но то, что производим, более натурально и подконтрольно, чем то, что привозим из-за границы.

Беседовала Евгения Дылева.