Нынешний экономический кризис - это не только проблемы промышленности, банковского сектора или сферы обслуживания. Речь идет о вызове, перед которым стоит все человечество. Сможем ли мы найти модель дальнейшего развития или откатимся назад, в "новое средневековье". Вопрос стоит так остро, что требует полного напряжения сил всех институтов общества, всех механизмов государства. И прежде всего тех их частей, которые за формирование образа нового будущего должны отвечать.

В этом контексте и должна рассматриваться предложенная и широко обсуждаемая реформа Российской Академии Наук. А не в привычно-пошлом визге, что опять кто-то решил "попилить бабло". Для начала, нужно отделить содержание предлагаемой реформы от технологии её "продавливания". В технологии этой действительно нет ничего нового для нашей страны. Еще Ельцин (или его шептальщики?) ввел в обиход метод предлагать свои лихие нововведения под большие праздники или времена массовых отпусков. Шла работа с "электоратом", который или на грядках три месяца, или за новогодним столом две недели. Здесь, правда, вопрос к академикам и депутатам. Странно предположить, что они сейчас пропалывают картошку.

Наши "бессмертные" любят также обсудить конспирологическую версию, что все для того, чтобы окончательно утопить и без того вяло плавающее правительство Медведева. Есть, дескать, договоренность между Кремлем и КПРФ о внесении фракцией коммунистов в Госдуме вопроса о недоверии правительству и постановки его на тайное голосование, за что им обещано несколько регионов на осенних выборах.

Но данная акция, если вообще и планировалась, имеет смысл только осенью, после G-20. Да и никакого дополнительного ускорения ей не надо - самой ситуации в экономике страны хватает... Затевать большую игру ради того чтобы добить лежащего, по меньшей мере странно. Правительство уйдет в отставку тогда, когда это будет нужно и без всякой дополнительной интриги. Истерика же сегодняшнего дня проистекает из неразрешенных конфликтов, оставшихся в наследие от девяностых годов. Отпустив всех желающих торговать и продавать нажитое, Борис Ельцин жестко закрепил собственность за двумя структурами: Федерацией независимых профсоюзов России и Российской Академией наук. Им были переданы все активы аналогичных организаций СССР. За ними осталось государственное финансирование всех программ в обмен на лояльность. Прошло 20 лет.

Средний возраст академиков - около восьмидесяти. РАН представляет собой уникальный для цивилизованного мира феномен самоуправляющейся организации, находящейся на полном бюджетном обеспечении государства, от которого она независима. Вопрос об эффективности использования имеющихся у РАН ресурсов вставал не раз.

Конечно, если ельцинский лозунг: "Обогащайтесь любой ценой" останется действующей доминантной, то никакие реформы ничего не изменят. Но если задача страны - прорваться в постиндустриальное будущее, то менять нужно многое. И прежде всего там. где это постиндустриальное будущее должно создаваться.

И вопрос не в том, что огромное количество объектов недвижимости Академии используется неизвестно (то есть хорошо известно) как. Во многих из них уютно расположились рестораны, офисы, фитнес-центры, которыми управляют правильные компании, принадлежащие правильным родственникам. Важнее другое.

В стране происходит не только вывоз капитала, что еще как-то может оправдываться законами мирового рынка. Уже много лет страна работает на вывоз идей и научных открытий. Ни для кого не секрет, что все результаты работы любого института РАН легко могут быть оформлены для дальнейшей разработки на какую-нибудь частную компанию, где-нибудь на Филиппинах, руководить которой будет сын или двоюродный брат академика - руководителя соответствующего института. Понятно, что прибыль от данной работы будет сниматься уже вне юрисдикции Российской Федерации, к общему удовлетворению участников сделки.

Отсюда и чудовищный разрыв в миллионной зарплате академиков - директоров институтов, и ставками научных сотрудников, не допущенных к утилизации наработанного академической мыслью. Естественно речь не обо всех. Но отрицать подобную практику, по меньшей мере, странно.

Конечно, эта схема появилась не вчера, а выстраивалась годами, с самого начала формирования ельцинской структуры власти. На самом деле правопреемственность эпохи Петра I была сломана именно тогда. До этого не доходили даже победившие в 1917 году коммунисты.

Великая и неприкасаемая Академия была создана, на самом деле, всего двадцать два года назад. Власти новой России учредили и свою новую Академию. Уважаемые академики СССР, создатели атомных и водородных бомб, властители термояда, покорители космоса и океанских глубин, были вынуждены в очереди писать заявления о вступлении во вновь созданную организацию. В неё же сходу были приняты новые члены, до этого ничем, кроме лояльности новым властям, неотмеченные: Хасбулатов, Березовский...

Сравним, что было сказано большевиками, а что Ельциным.

Большевики действительно сохранили правопреемственность Императорской Академии наук. Постановление ЦИК и Совнаркома от 27 июля 1925 года "О признании Российской Академии наук высшим ученым учреждением Союза ССР" звучит так:

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Признать Российскую Академию Наук высшим всесоюзным ученым учреждением, состоящим при Совете Народных Комиссаров Союза ССР и действующим на основании устава, утвержденного последним.

2. Присвоить означенной Академии наименование "Академии Наук Союза Советских Социалистических Республик.

А в Указе от 21 ноября 1991 года №228 Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "Об организации Российской академии наук" говорится: Придавая большое значение развитию фундаментальной науки как основы экономического, социального и культурного развития России, постановляю:

1. Восстановить Российскую академию наук как высшее научное учреждение России.

2. Установить, что Российская академия наук является общероссийской самоуправляемой организацией, действующей на основе законодательства РСФСР и собственного устава. Членами Российской академии наук считать с их согласия всех членов Академии наук СССР с сохранением званий действительных членов и членов - корреспондентов "..."

3. Установить, что Российская академия наук имеет в своем составе институты, лаборатории, предприятия и организации, обеспечивающие исследования по основным направлениям фундаментальной науки, включая учреждения, находящиеся в настоящее время в Академии наук СССР и расположенные на территории РСФСР.

Передать здания, крупные научные приборы, суда, научное оборудование и другое государственное имущество, находящееся в настоящее время в пользовании и распоряжении учреждений и организаций Академии наук СССР, расположенных на территории РСФСР, в собственность Российской академии наук. "..."

То есть, действительно была создана (в Указе лукаво "восстановлена" - откуда?!) новая организация, не имеющая отношения к предыдущей Академии наук СССР, но наделенная высочайшей волей её имуществом.

Теперь наступает пора третьей инкарнации. В логике отказа от наследия "диких девяностых" проводится реформа наследия Бориса Николаевича в академической сфере. Видимо, дальше можно ждать и реформу ФНПР.Если мы хотим начать воспроизводить научные достижения здесь и сейчас, то нужно будет реально реформировать неработающую сегодня систему. Предложенный вариант - один из возможных.

Но пока страна будет жить с таким сомнительным наследием, как липовые профсоюзы и клубные академики, прорыва в новое будущее нам ждать бессмысленно...

Дмитрий Солонников - политолог, директор Института государственного развития.