Уровень осведомленности россиян о принятии нового закона "О противодействии терроризму" относительно невысок - 14% респондентов знают, что такой закон принят, 35% что-то об этом слышали, 47% впервые услышали о законе в ходе опроса. Такие данные публикует Фонд "Общественное мнение" на основании данных опроса, проведенного в 44 регионах России.

При этом менее трети участников опроса, знающих или слышавших о принятии закона (14% по выборке), смогли дать тот или иной ответ на вопрос, что нового появилось в нем по сравнению с законами, действовавшими ранее. Часть опрошенных говорили, что новый закон предполагает ужесточение мер по противодействию терроризму и повышение бдительности в целом (4% ответов), часть упоминали более конкретные новации: право сбивать пассажирские самолеты, захваченные террористами (5% ответов), принцип уничтожения террористов без переговоров (2%), увеличение наказаний для террористов (1%), повышение самостоятельности и объединение усилий служб, противодействующих терроризму (по 1% ответов).

Из тех респондентов, кто знал или слышал о принятии закона, две трети заявили, что одобряют его принятие, и лишь десятая доля - что не одобряют (32% и 5% по выборке соответственно). Те, кто одобряет принятие закона, чаще всего приветствуют уже саму установку на усиление борьбы с терроризмом (8%), ожидают реального ужесточения мер противодействия ему (4% ответов) и упорядочения работы спецслужб (2%), уповают на позитивные последствия принятия закона: укрепление безопасности граждан (7%), сокращение числа терактов и количества их жертв (4%), устрашение террористов (1%).

Те, кто не одобряет принятие закона о противодействии терроризму, опасаются, что в результате его применения возрастет число жертв среди мирного населения (1%), говорят о претензиях к содержанию закона ("есть пункты, с которыми я не согласен"; "много в нем ошибок, многое можно трактовать по-разному"; "однобокий закон" - 1%). Некоторые респонденты говорили, что принятие закона ничего реально не изменит, и что он только прикрывает неспособность правительства и спецслужб справиться с проблемой (по 1%). Несмотря на выраженное одобрение нового закона, участники опроса не всегда были твердо уверены в его продуктивности. Менее трети респондентов, знающих или слышавших о принятии закона (14% по выборке), ожидают, что после этого количество терактов в нашей стране уменьшится, тогда как половина считают, что в этом отношении ничего не изменится, или даже опасаются увеличения числа терактов (21% и 5% по выборке соответственно).

Одобряют положение закона, разрешающему сбивать захваченные террористами пассажирские самолеты, 26% опрошенных, не одобряют - 45%.

Те, кто не одобряет разрешение сбивать самолеты, говорят, что нельзя жертвовать невинными людьми (28%), опасаются ошибки в оценке ситуации спецслужбами (2%) и настаивают, что нужно вести переговоры с террористами и спасать пассажиров в любом случае (2% ответов). Некоторые участники опроса говорили, что спецслужбы должны предотвращать захваты самолетов (а не сбивать их), а также что подобными методами терроризм победить не удастся (по 3% ответов).

Те респонденты, кто одобряет разрешение сбивать самолеты, в большинстве своем видят в этом способ предотвратить более крупные катастрофы со значительно большим количеством жертв (19% ответов).

Следует отметить, что респонденты, знающие или слышавшие о принятии нового закона о противодействии терроризму, существенно чаще одобряют разрешение сбивать захваченные самолеты (40% и 30% соответственно), чем респонденты, впервые услышавшие о законе во время опроса (20%).

В опросе приняли участие 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.