"Чернобыльский синдром" в России постепенно преодолевается. Если в 2001 году 74% опрошенных полагали, что в нашей стране возможно повторение подобной катастрофы, то в 2006 году сторонников этого мнения стало меньше - 63%. Такие данные публикует Всероссийский центр изучения общественного мнения на основании результатов опроса, проведенного в начале апреля в 46 регионах России.

Мнение, что масштаб аварии был существенно завышен и её последствия не столь катастрофичны, как казалось два десятилетия назад, разделяют лишь 15% респондентов. Эта точка зрения наиболее популярна среди финансово благополучных россиян (26%). Наиболее серьёзные последствия Чернобыльской аварии, по мнению респондентов, - это ущерб здоровью людей и природе (77% и 55%). Техногенные угрозы ассоциируются в общественном мнении отнюдь не только с атомными электростанциями, хотя 82% респондентов считают аварию на Чернобыльской АЭС крупнейшей техногенной катастрофой ХХ века. Во всяком случае, когда речь заходит об уровне безопасности новых российских АЭС, спроектированных уже с учетом чернобыльского опыта, то настроения в обществе не столь катастрофичны - 42% опрошенных полагают, что эти АЭС скорее безопасны, и примерно столько же (40%) - что нет. Наибольший оптимизм демонстрируют молодые образованные россияне.

Только 19% россиян считают целесообразным отказаться от атомной энергетики, тогда как 27% полагают, что атомных станций в России мало и нужно строить новые. Больше всего тех (42%), кто считает, что не нужно ни сокращать, ни увеличивать количество АЭС, а сохранить их число на прежнем уровне.

Страх перед атомной энергетикой испытывают прежде всего россияне с образованием ниже среднего. Именно они чаще высказываются за то, чтобы сократить в стране число атомных электростанций (28%). С ростом образовательного уровня доля россиян, выступающих за отказ от "мирного атома", снижается.

Развивая энергетику, россияне предлагают сделать упор на новых, экологически чистых источниках энергии - энергии солнца, ветра, приливной, геотермальной.

В России пока больше, чем в ЕС, сторонников идеи о праве человека эксплуатировать природные ресурсы. Кроме того, в России меньше выражена вера в возможность человека изменить свое поведение и, напротив, более распространено мнение о неизбежности эксплуатации природных ресурсов.

В опросе приняли участие 1600 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,4%