Более десятка докладов, посвященных различным аспектам взаимодействия церкви и светской культуры были заслушаны 31 января в рамках проходящих в Москве XV Международных Рождественских чтений "Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке". Как передает корреспондент ИА REGNUM, пенарное заседание по теме "Церковь и культура" состоялось в трапезной Сергиевской церкви Высокопетровского монастыря в. Открывая заседание, епископ Саратовский и Вольский Лонгин отметил актуальность его темы. "Сверхзадача культуры - это возделание человеческой личности. Это точка соприкосновения между культурой и церовью, - подчеркнул он. - В современной культурной ситуации церковь видит свою задачу в том, чтобы помочь человеку узнать и пережить жизнь в ее духовном измерении".

Одной из сложнейших проблем во взаимоотношениях церкви и профессионального сообщества работников культуры посвятил свое выступление известный реставратор Савва Ямщиков. Процесс возвращения церкви некогда отобранных у нее художественных ценностей, в том числе храмов, икон, предметов церковного обихода должен сопровождаться установлением разумного консенсуса между служителями церкви с одной стороны, и музейщиками и реставраторами, хранителями древних святынь, с другой, отметил он. В годы, когда происходило разграбление и уничтожение церковных ценностей, благодаря самоотвержености музейных работников и реставраторов "были сохранены не только уникальные памятники, - подчеркнул он. - Многие из них были хранителями веры". Однако в наши дни встречаются случаи, когда после возвращения памятников церкви некие "самозванные реформаторы" обвиняют людей, хранивших православные святыни, в неверии и позволяют себе не считаться с их профессиональными требованиями. "Мы долго боролись за сохранение фресок Андрея Рублева во Владимире, боролись за ограничение служб, за неупотребление чадящих и коптящих свечей; но фрески эти на наших глазах практически превратились в руины", - горько посетовал он.

В качестве положительного примера взаимодействия церкви и культуры по сохранению древних православных святынь он назвал помещение Толгской иконы Божией матери в монастырский храм, где сотрудники музея ежедневно контролируют ее состояние и режим хранения. "За ее судьбу мы спокойны", - отметил он. Этот опыт, подчеркнул Савва Ямщиков должен быть распространен и на другие подобные случаи. В частности, по его мнению передача церкви храма Ильи Пророка в Ярославле, прославленного фресками XVII столетия, и храма Рождества псковского Снетогорского монастыря, где имеются росписи 1313 г., должна сопровождаться заключением договора, возлагающего ответственность за сохранность наследия на обе стороны - церковь и музей.

"Мы должны восстановить традицию церковно-археологических музеев. Мы вместе - церковь и представители музейного и реставрационного сообщества - должны хранить это. Вместе, потому что это наша память!", - подчеркнул он.

"Мы не можем быть врагами друг друга, - поддержал его епископ Лонгин. - Именно поэтому нам надо осознать те взаимные претензии, которые накопились. Великий подвиг искусствоведов, реставраторов состоял в том, что они буквально вынудили советскую власть изменить отношение к наследию древнерусского искусства и церковной культуры. Но позднее очень часто мы сталкивались с тем, что музеи превращались в центры атеистической пропаганды". Тяжелое наследие таких конфликтов церкви и музейному сообществу необходимо преодолеть, подчеркнул епископ.