Реклама на ЦДИ
 14.05.2024

Репортажи  | весь раздел

Заглянем в будущее: К чему приведет реформа электроэнергетики, и как это отразится на жителях Псковской области

27.12.2007 14:02 ЦДИ, Псков

Эти вопросы сейчас как никогда актуальны. Наступает новый год – год, когда РАО «ЕЭС России» прекратит свою деятельность. Что будет дальше? А не останемся ли мы без электроэнергии? А не придется ли нам покупать ее втридорога за рубежом? Что будет с теми энергокомпаниями,  которые поставляют нам электричество? Незнание или недостаток информации, как правило, порождает слухи. Выяснить, к чему на самом деле приведет реформа электроэнергетики, и как это отразится на жителях Псковской области, мы решили у «главного энергетика страны».

Признаться, я был приятно удивлен, получив приглашение принять участие в конференции «РАО «ЕЭС России» - открытая компания». Ведь приглашение  давало возможность задать вопросы наших читателей напрямую. Да и к тому же познакомиться с человеком, о котором так много говорят.

Поскольку я раньше не бывал на ежегодных конференциях по энергетике, сравнивать мне было не с чем. А мой сосед по номеру в гостинице дал весьма интересную оценку. Во-первых, все участники были «глубоко в теме», что изначально настроило на деловой тон. Во-вторых, задать вопросы главному энергетику страны смог каждый, при этом ответы были достаточно конкретными и развернутыми, возможно, поэтому о  регламенте все быстро забыли и активно включились в обсуждение – ответы на вопросы продолжались добрых три часа. Понимаю, что в рамках короткого репортажа охватить их все вряд ли возможно, остановлюсь лишь на основных. Наиболее интересных, как мне показалось.

Не исчезнет ли российская энергетика без РАО?

Вопрос, конечно, интересный. Особенно если подходить к реформированию отрасли с точки зрения перспектив преобразований. Ведь нередко проблемы возникают из-за того, что у нас просто нет четкого видения, к чему приведут наши действия не через год, а, скажем, лет эдак через тридцать. В этом отношении разработка стратегии развития электроэнергетики весьма удачное и мудрое решение.

Реформа электроэнергетики задумывалась еще в конце девяностых, а ее финальным аккордом должно было стать 1 июля 2008 года – дата окончания реорганизации РАО «ЕЭС России» - полное разделение собственности. Но энергетика, как таковая, никуда не исчезает. Что же будет? Мы получаем двухсекторную энергосистему. Конкурентный сектор – генерация и сбыт, т.е. производство электроэнергии и ее продажа. Его регулирует рынок. Монопольный сектор – сети и диспетчера, в нем может быть государственная собственность и неизбежным будет государственное тарифообразование.

«В конкурентном секторе будут работать 6 тепловых оптовых генерирующих компаний (ОГК); гидрогенерирующая компания (одна из крупнейших в мире); 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК) и «Интер РАО ЕЭС». Монопольный сектор тоже ясен. Федеральная сетевая компания (ФСК), системный оператор – наша диспетчерская вертикаль, холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), и «Энергетические системы Востока». Как вы знаете, на Дальнем Востоке мы пошли по другой логике: там нет рынка, нет конкуренции – просто потому, что нет достаточного количества конкурентных игроков», - пояснил Председатель Правления ОАО РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс.

Уйдет ли государство из электроэнергетики?

Весьма актуальный вопрос, особенно если учесть восприятие государства в недрах нашего общества. Мы склонны искать в нем защиты, не понимая, к примеру, что не только рынок, но и государство имеет свои «провалы», как говорят экономисты. Уйдет ли государство из электроэнергетики? Почему-то такая фраза встречалась мне чаще, чем, к примеру, а нужно ли государственное участие в электроэнергетике? Судя по всему, в конкурентном секторе его роль будет минимальной, а вот в монопольном оно сохранит за собой весьма значимые позиции.

Если говорить конкретнее, то у государства будет 75% собственности Федеральной сетевой компании. В рамках ФСК в свою очередь будет консолидирована вся Единая национальная электрическая сеть (ЕНЭС). Проще говоря, в нее войдут линии свыше 110 киловатт, и фактически ФСК станет основной вертикалью энергетики России.

Сто процентная государственная собственность будет у системного оператора. В соответствии с реформой электроэнергетики, из всех АО-энерго были выделены региональные диспетчерские управления. Они включены в структуру единой вертикали и по собственности, и по имуществу. В принципе, государственный контроль здесь вполне логичен и, полагаю, необходим.

Что касается сетей, вероятность их приватизации в ближайшие 3-4 года, думаю, минимальная. И с точки зрения конкуренции (чтобы сохранить ее на региональном уровне), и с точки зрения их привлекательности для инвестора (ведь сети заметно изношены). Об этот также говорилось на конференции. Но вот если говорить о более далекой перспективе, думаю, возможны варианты.

«Кто же будет командовать процессом в новой энергетике после реформы РАО?», - последовал вопрос участников конференции. «Мы считаем, что командовать им должны вместе государство и рынок. За государством, безусловно – перестройка государственной системы управления. Она уже начата. Расширяются функции федерального агентства Росэнерго. Его руководителем назначен Аханов Дмитрий Сергеевич – один из разработчиков основных реформ, человек, глубоко понимающий, зачем она делалась. Именно этот человек сейчас будет разрабатывать всю государственную систему управления энергетикой после реформы», - прокомментировал Анатолий Чубайс.

Возможно, государство попытается повлиять и на развитие конкурентного рынка. Ведь конкуренция может стимулировать приток инвестиций и сделать этот сектор весьма привлекательным. А то, что выглядит привлекательным для бизнеса, может показаться «лакомым кусочком» и для сторонников национализации. История знает примеры, когда государство впускало на рынок частных инвесторов, а затем пыталось национализировать результаты их деятельности. Защита от того, чтобы повернуть реформу вспять, имеется, и защита интересов инвесторов юридически продумана, заверило участников конференции руководство РАО.

Как будут формироваться тарифы для населения?

Да этот вопрос, пожалуй, самый животрепещущий. Как говорится, своя рубашка ближе к телу. «Надо ликвидировать все элементы государственного тарифообразования в генерации. Ничего, кроме антигосударственного эффекта, они не дают. Жить им осталось два года и полмесяца», - сказал на конференции главный энергетик страны. Думаю, вы уже в курсе, что с 1 января 2011 года в России закон запретил государственное тарифообразование на генерацию.  Впрочем, процесс функционирования свободного рынка электроэнергии уже запущен и постепенно набирает обороты. Сейчас рынок  либерализован всего лишь на 19%. Что, впрочем, не мешает анализировать его колебания. Самое высокое энергопотребление и соответственно цены характерны в часы утреннего и вечернего максимума, на неделе наибольшее потребление наблюдается в рабочие дни, а если смотреть годовой график, то зимой (если, конечно, есть зима). 

Если говорить о населении, то ни в 2011, ни в 2012 свободное ценообразование на электроэнергию ему не грозит. Несмотря на 100% либерализацию рынка.  Тарифы для него до 2014 года будет устанавливать государство. А вот дальше, думаю, будет очень даже интересно.

Кроме того, стоит отметить, что в настоящее время потребность населения в электроэнергии рассчитывают энергосбытовые компании. Причем, судя по всему, делают это весьма профессионально. И мы не задумываемся ни о рынке мощности, ни о рыночных ценах. А тарифы утверждаются государством. С одной стороны – жить проще. Но с другой – нет стимула рационально использовать электроэнергию. Впрочем, при десяти процентной  доли населения  в структуре энергопотребления России (в Псковской области, она, кстати, существенно выше), возможно, это не так значимо для развития отрасли в целом. Хотя если говорить о более далекой перспективе, т.е. с 2014 года, хотелось бы, чтобы тарифная политика была гибкой и предполагала множественность тарифных планов, как, к примеру, на рынке сотовой связи.

Зачем нужна реформа?

Вы когда-нибудь встречались с обывательским суждением, мол, преобразования нужны просто для того, чтобы повысить цены на рынке? Или более распространенным в экономической среде мнении о реформировании с целью роста капитализации отрасли? Зачем было делить единые энергетические системы? Не станет ли от этого хуже?

«Энергетика – это вам не изготовление пива», - прокомментировал Председатель Правления ОАО РАО «ЕЭС России». «Здесь счет идет на триллионы. Ясно было: если мы всю структуру преобразуем так, что она будет готова притягивать эти триллионы, тогда энергетика спасена. Нет – значит, нет. Именно поэтому и структурные преобразования были обязательными условиями для привлечения инвестиций. Ради их привлечения вся реформа и делалась».

Соответственно по логике реформаторов разделение прежней системы и создание конкурентных рынков должно было привести к притоку масштабных инвестиций. А денег нужно ни много ни мало, а  3,38 триллиона рублей. Средства сопоставимые с размером небезызвестного и постоянно обсуждаемого в прессе Стабфонда.

Рост спроса на электроэнергию очевиден. Особенно если мы стремимся к экономическому росту. Мощности ограничены, что также вполне естественно. А инвестиции - это ресурсы для строительства новых мощностей, позволяющих защитить Россию от дефицита мощностей. Кстати, если в 2006 году было введено около 1200 МВт, а уже в 2010-м предстоит ввести 15900 МВт. Рост весьма существенный – более чем в 10 раз.

В итоге

По большому счету реорганизация РАО «ЕЭС России» - это переходный этап реформирования. Который призван сделать функционирование отрасли более эффективным. Плюс стимулировать приток в нее масштабных частных инвестиций и «стратегов» - крупнейших мировых компаний, как российских, так и зарубежных.

Тарифы для населения до 2014 года будут под контролем государства.

Сама стратегия развития электроэнергетики России разработана аж до 2030 года. Вероятно, чтобы защитить отрасль и инвесторов от каких-либо потрясений.  Внутри этого отрезка – Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года с перечнем территорий, где нужно строить новые мощности. Этот документ реализуется через 5-летние инвестпрограммы. Разработка правил работы рынка и лицензирование – компетенция государства. Надзор за соответствием требований экологической и технической безопасности – у Ростехнадзора. А ФАС будет следить за слияниями и поглощениями, а также осуществлять контроль за исполнением требований недискриминационного доступа к отраслевой инфраструктуре. Роль саморегулятора должно взять на себя Некоммерческое Партнерство «Совет рынка».

Очень интересной показалась мне  система рынков в отрасли. Особенно если говорить о рынке мощности. Который, в том числе,  позволит нивелировать особенности производства электроэнергии в тепловой и гидроэнергетике. Впрочем, это отдельная тема для разговора. К рынку мощности, думаю, мы еще вернемся. Другая тема – мобильная энергетика. Здесь добрым словом Анатолий Чубайс вспомнил руководителя МРСК СЗ Вениамина Пинхасика.

В целом, впечатление от конференции весьма благоприятное. Я получил ответы на вопросы, интересующие читателей ЦДИ и еще раз убедился в том, что не все так уж и страшно в этой жизни: ликвидация РАО не означает конца света, как для потребителей Псковской области, так и для наших энергетических предприятий. А эстафета реформы 1 июля будущего года будет передана новым энергокомпаниям. Если же говорить об энергетике Псковской области, и в частности о хорошо известном нам «Псковэнерго», то оно становится филиалом МРСК Северо-Запада (подробнее о том, что даст смена статуса компании, читайте здесь).

Максим Голиков



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают