Возможно ли жить по Любви?

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга;

как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга

(Ин. 13, 34)


О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Фёдор Тютчев


Сегодня, думается, нам, как никогда, необходимо говорить о Любви, постигать её смыслы, утверждаться в них, чтобы наши о ней представления не засосало окончательно в водовороты пошлых сериалов, бульварных романов, чтобы мысли и слова наши не изгадились в конец, не измочалились, не изорвались. Надо помнить о ней, и нудить себя жить по Любви, которая превыше пророческого служения, творческих постижений и всех человеческих знаний (см. 1 Кор.13, 1-13); по Любви, которая способна уподобить пас Творцу и возвесть на небо... Образ её нам известен, идеал провозвещён: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. Но как порой мы любим в действительности? "Убийственно...", — восклицает поэт. И не согласиться с ним невозможно. Насколько скоропалительны и бездумны бываем мы в выражении этого самого возвышенного и прекрасного чувства. Пытаемся воспеть чудесный цветок, и не замечаем, что втаптываем в землю десятки не менее прекрасных, растущих окрест...

 

Передо мной несколько фотографий, на которых запечатлены мгновения памятной для меня даты - 24 августа 2008 года. В этот день мы провожали в путь всея земли замечательного пастыря архимандрита Льва (Дмитроченко). Без малого пятьдесят лет подвизался в славном христианском подвиге этот ратник духовный на земле Гдовской в селе Прибуж.

 

Что представляла собой его жизнь? Годы, десятилетия нескончаемых трудов. Затерялись в толще времени подробности, детали этого подвижнического пути, но каждый его шаг и из далекого-далека дня сегодняшнего кажется подвигом, свершаемым на пределе сил, пределе возможностей... И лишь результат, который мы видим, осязаем, говорит о том, что всё это было, было, было... И есть — благолепие древнего Преображенского храма в Прибуже, и благолепие возрождённого — по большей части, силами и средствами отца Льва — храма св. Димитрия Солунского в городе Гдове... Просветлённые лица многочисленных духовных чад, любящих, благодарных за духовное окормление, за молитву... Что делал батюшка, как помогал своим пасомым? А вот что: "Отец, — говорит святитель Феофан Затворник, — берётся как бы вознесть на себе душу ученика на Небо, но под условием, чтобы и этот искал, напрягался, трудился. Такому ищущему по вере Господь помогает... Собственно, духовный отец становится посредником между учеником и Богом, посредником неложным и верным..."

 

Он вёл за собой духовных чад, он был им нужен... Но, по неведомым Божиим судам, 23 августа 2008 года батюшка, оставив скорбную земную юдоль, отошёл ко Господу.

 

Перебираю фотоснимки и с отчётливостью вспоминаю те августовские события, тяжёлые и горько-солёные на вкус, словно именно слёзы связывали между собой эти мучительные для всех минуты и часы...

 

Небо над гдовским Прибужем выглядело достаточно ясным и безоблачным, но наши растревоженные утратой чувства, наверное, выплескивались наружу и меняли картину природы вокруг, делая её какой-то безрадостной и унылой. Солнечный день казался серым и холодным, воздух - сырым с привкусом металла. И даже мир звуков приглушился, замедлился, втянулся в себя, словно на все эти тысячи земных и воздушных динамиков накинули разом плотные покрывала...

 

Во время литургии гроб с телом старца стоял в центре храма. Подле него Владыка и множество духовенства, все в белых облачениях. И везде, кругом - люди, всех возрастов, многие, объединённые искренним сыновним чувством, плакали. И у меня, признаюсь, слёзы то и дело подступали к глазам и прорывались наружу...

 

Словно бусинки времени перебираю фотографии... Похоронная процессия, опять печальные лица, много белых красок из-за обилия светлых священнических облачений и простенький батюшкин гроб - последний приют, домовина настоящего сельского пастыря. Гроб несут священники — последним с левой стороны идёт протоиерей Михаил Женочин, настоятель храма св. Димитрия Солунского в Гдове. В отдалении вижу его ясное, открытое лицо, высокий лоб, зачёсанные назад волосы, чуть тронутую сединой бороду. Сдвигаю бусинку вниз... Теперь он значительно ближе. Крупным планом вижу его глаза, запечатлённые какой-то неведомой глубины думой. Словно, нездешней, неотмирной... Я могу строить такие предположения, поскольку в моё окно заглядывает разогретое июньским солнцем синеокое небо 2010 года, и мне известно, что спустя девять месяцев с того памятного дня 24 августа 2008 года, протоиерей Михаил Женочин, закончив свой земной путь, шагнёт в вечность и, быть может, там, в обителях горних, встретит своего старшего собрата архимандрита Льва и заведёт с ним неспешный разговор...

 

Им есть о чём поговорить, потому что именно они стояли у истоков самого значительного в современной истории начинания на Гдовской земле: строительства собора св. Димитрия Солунского. Каждый из них делал благословленное ему Богом дело и теперь, верим, получит за это воздаяние от Творца всяческих. Им ли нынче до нашего земного суда? Да и нужен ли этот суд? Но, тем не менее, он вершится, и творят его люди верящие и любящие, достойные, без сомнения, в своей любви уважения. Но как убийственна порой их любовь...

 

Передо мной статья, опубликованная в газете "Псковская губерния" (№ 21 (492) 02-08 июня 2010 г.). Называется она "Священник, который умел двигать горы" и начинается со следующих строк: "29 мая исполнился год со дня безвременной кончины замечательного гдовского священника о. Михаила Женочина". Автор, Сергей Серов (дизайнер, кандидат искусствоведения, г. Москва), делится с читателями воспоминаниями о пастыре, подвижнике протоиерее Михаиле, о котором пытается говорить с уважением, добротой, любовью. Но любовь его оказывается вдруг суетной и "убийственной", когда он, автор, пытаясь очевидно как-то оживить своё повествование (либо показать степень близости с собеседником?), приводит рассказ, якобы слышанный им от о. Михаила, в котором походя, ничтоже сумняшеся, оскорбляет честь и достоинство другого человека. Вот несколько строк из этого рассказа:

 

"Обещал помочь один богатый священник, - рассказывал о. Михаил, - но обманул, жалко своих денег стало. "Я, - говорит, - копить их начал, когда тебя ещё на свете не было". Так и сказал. Поехал я как-то к отцу Николаю. Рассказываю о делах и показываю одну общую фотографию, где среди прочих - и тот самый священник. А он вдруг про него спросил: "А это кто такой?" Я только рукой махнул: "Да так, один денежный мешок"..."

 

Далее цитировать не хочу, поскольку лично мне неприятно это читать. Да, имя не названо. Но каждый, знакомый с историей строительства храма в городе Гдове, без труда догадается, что имеется в виду архимандрит Лев (Дмитроченко). Выше приведённые слова иначе как клеветой, оскорблением, кощунством и не назовёшь. Не думаю, что автор до такой степени циничен, что сознательно прибегает к поношению и лжи. Скорее всего, он просто был скоропалителен и бездумен, он просто не знал правды...

 

Он не знал, что с давних пор архимандрит Лев, тогда ещё Андрей Дмитроченко, мечтал построить храм на своей малой родине. Родился он и вырос в селе Дубиновка Унечинского района Брянской области. Конечно же, как и во всяком русском селе, там был свой храм. Но нам хорошо известно, как безбожники в тот трагический период поступали со всякой святыней. "Крестили меня, - вспоминает отец Лев, - в нашем храме ещё, наверное, в 35-ом году. Храм тогда ещё действовал. Он назывался Рождества Божией Матери. А потом его уничтожили. Храм был деревянный, его зажгли и сгорело все..." С того времени и поселилась в сердце юноши мысль возродить родную святыню. И как только появилась у него такая возможность, он в тайне от всех начал собирать средства. Но случилось так, что в конце восьмидесятых годов, в канун юбилея 1000-летия Крещения Руси, большая группа гдовичей обратилась в районный исполнительный комитет с прошением. Письмо начиналось так: "Мы, нижеподписавшиеся жители города Гдова и его окрестностей, православного вероисповедания, обращаемся к Вам с великой, убедительной просьбой разрешить нам строительство православного храма в черте города..." И это стало началом славной истории строительства собора в городе Гдове. Отец Лев, конечно же, не мог оставаться в стороне от этого начинания. "Я уже решил посвятить этому делу все свои силы и построить собор...", — написал он архиепископу Владимиру 10 апреля 1989 года. "Видно такова воля Божия — строить храм не на брянщине, а здесь на Гдовской земле", — решил батюшка. И, что называется, засучив рукава, взялся за дело...

 

А спустя чуть более двух лет, 6 ноября 1991 года газета "Псковская Правда" публикует материал под названием "Подвиг священника":

"Строительство собора Димитрия Солунского в Гдове, — говорится в статье, — это славная и светлая страница в истории города и всего района. Заслуга гдовичей не только в том, что полностью разрушенный храм возрождается вновь, но и в том, что стройка это поистине народная. Но есть в Гдовском районе один человек, заслуга которого в этом благородном деле особенно велика, а вклад в стройку значителен, если не сказать — велик. Это настоятель церкви в деревне Прибуж архимандрит Лев. Он передал на строительство храма четыреста тысяч рублей, личных и церковных сбережений. В наши дни такой поступок священника можно по праву назвать громким словом подвиг..."

На самом деле вклад архимандрита Льва (Дмитроченко) в строительство собора св. Димитрия Солунского был ещё более велик — порядка шестисот тысяч рублей. Здесь следует обратить внимание на то, что речь идёт о советских рублях, обладающих очень высокой покупательной способностью. Так что эта сумма смогла покрыть подавляющую часть финансовых расходов на строительство. Батюшка, любящий во всём порядок, хранил папку (в настоящее время эти документы находятся в музее храма св. Димитрия Солунского), где были собраны документы, накладные, расходные ордера — беспристрастные свидетели его жизненного подвига. Каким же образом, может спросить любопытный читатель, удалось простому сельскому батюшке накопить такую колоссальную сумму? Ответ прост... "Я всю жизнь собирал эти деньги, — пишет отец Лев 17 марта 1995 года Владыке Евсевию. — Сколько я продавал мёду, сколько тонн мои руки перекатали свечей. Вот всё пошло на собор: слава Богу, пусть люди молятся..."

 

Итак — это плоды его трудов на протяжении нескольких десятилетий. Скромный и непритязательный в быту, он практически ничего не тратил на себя, откладывая всё на Божье дело. Плюсом к этому добавлялись и пожертвования его духовных чад и доброхотов...

 

Скорее всего, Сергей Серов этого не знал. Как не знал и того, каким образом в действительности о. Михаил Женочин излагал историю той самой поездки к старцу Николаю Гурьянову. Я не стану цитировать. Каждый желающий может обратиться к книге протоиерея Михаила, и прочитать соответствующее место на страницах 26-28 (Протоиерей Михаил Женочин. Свято-Державный Димитриевский собор в крепости города Гдова. Историческое описание и современное духовное возрождение. Псков. 2005).

Вот так убийственно мы любим иногда! Пытаемся воспеть чудесный цветок, и не замечаем, что втаптываем в землю десятки не менее прекрасных, растущих окрест.

 

Насколько же осмотрительными следует нам быть, иначе вполне уместным будет вопрос: "Возможно ли для нас жить по Любви? Умеем ли мы жить по Любви?"

 

Мой ответ таков: для нас это возможно. Нет, необходимо! Так жили лучшие из нас: такие, например, как архимандрит Лев (Дмитроченко). И мы сумеем — если постараемся, захотим!

 

Игорь Смолькин, член Союза писателей РФ, действительный член Петровской академии наук и искусств.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...