Пустой игрецкий анекдот

Хоть и без театра, но 20-й Пушкинский театральный фестиваль в Пскове всё же открылся. Начало ему положил спектакль "Пиковая дама" Государственного драматического театра "На Литейном" из Петербурга. Свою первую постановку в качестве главного режиссёра театра представил Игорь Ларин – завсегдатай Пушкинского фестиваля. Он признался, что давно скучал по былому, поэтому с радостью вернулся в Псков "надышаться Пушкиным", встретиться с друзьями и единомышленниками.

На фото: спектакль

Когда-то начинавший свою карьеру в Псковском театре драмы, Ларин всю жизнь мечтал поставить "Пиковую даму". Сначала сделал набросок моноспектакля, хотел сыграть сам, но решил, что невозможно выступать и в роли режиссёра, и в роли главного актёра, "всегда что-то страдает". А мечта осталась. "Наверно, сама "Пиковая дама" попросилась в первые ряды", - смеётся режиссёр. Работа над спектаклем, который стал премьерным для театра "На Литейном" в этом сезоне, заняла не больше двух месяцев.

 

Хоть постановка, по мнению режиссёра, и вышла традиционной (Герман, как и положено, сходит с ума), но простор для творчества Игорь Ларин себе оставил. Как у истинного "хулигана", графиня у него скачет по сцене как полоумная, избивает служанок тростью, мебель в её комнате двигается сама собой, а тряпичные куклы оживают. Автор убеждён, что именно так, иронично, к своему произведению относился и сам Александр Сергеевич. "Это хулиганство, но по отношению к автору очень трепетное. Оно в духе автора", - оправдывался И. Ларин перед журналистами. Да и не повесть это вовсе, уверен режиссёр, а "пустой игрецкий анекдот"…

На фото: спектакль

Игра и мистика начинаются с самого начала - жуть нагоняет музыка. Ларин сам признался: плей-лист составлял "наобум". Поэтому здесь и классика, и современные композиции, и даже отрывки из "Казанова". Театральные критики обвиняли его, мягко говоря, в безвкусии, на что режиссёр отвечал: "На вкус и цвет… Мне всё нравится…"

 

Роль немца Германа, одержимого идеей выигрыша, досталась известному петербургскому актёру Александру Безрукову, что и неудивительно: он прекрасно с ней ужился. "Профиль Наполеона, а душа Мефистофеля". Хотя такая самоотдача и потребовала от актёра немалых усилий. Артист убеждён, что это не та роль, которую можно сыграть одной левой, она весьма затратна. Кроме того, от Германа страдает и здоровье Безрукова: каждый раз во время спектакля, по какой-то необъяснимой, мистической причине, он теряет линзы, поэтому второй акт (самый ответственный) играет вслепую. Может, поэтому в его глазах столько безумия, что беднягу хочется успокоить и пожалеть.

На фото: спектакль

В кругу повес и весельчаков он проводит дни и ночи, наблюдая за карточной игрой других. И всё же он изгой, гонимый обществом, иностранец, над чьей расчётливостью глумятся русские. Он заворожён не женщиной, а мыслью, идей, мечтой. И на протяжении всего спектакля его сопровождает, нашёптывает ему что-то на ушко девушка в красном – судьба, фортуна, рок, а может, азарт, который и нарушил игру в три его любимые карты: расчёт, умеренность и трудолюбие.

 

Забавная и смешная Лиза в исполнении Марии Ивановой так же, как и Герман, одинока и одержима, только идеей выйти замуж. "Все её знают, но никто не замечает". Именно поэтому наивная глупенькая девушка позволяет главному герою играть с собой, как с куклой. Вызывает улыбки и сама старая графиня (Вера Миловская). Их взаимоотношения настолько трагикомичны, что зал Псковской филармонии подчас взрывается от смеха, а порой вздрагивает от накала страстей и горечи страданий.

На фото: спектакль

Видимо, одной из задач режиссёр ставил нагнать ужас. И ему это удалось: мурашки пробегают по коже, когда неожиданно тряпичная кукла с мертвецки бледным лицом оживает и начинает ходить по сцене, вселяя страх не только в героев, но и в зрителей. От сквозняка на сцене колышется штора, но этот же мистический холодок ощутим и на шее.

 

Все, кто ставит "Пиковую даму", вынуждены разбавлять пушкинский текст, поскольку, как писал Виссарион Белинский, "…это не повесть, а анекдот: для повести содержание "Пиковой дамы" слишком исключительно и случайно". Вот поэтому наряду с нетленными текстами гения появляются анекдоты, афоризмы, воспоминания современников. Все они найдены, по словам создателей театра, в тайниках архивов, не "самосад".

 

Игорь Ларин смеётся даже над похоронами графини, когда вместо цилиндров и котелков почтенная публика снимает парики. Во всех прохожих Герману мерещится старуха, люди раздваиваются, разтраиваются, говорят не своими голосами. Создаётся ощущение, что ещё чуть-чуть, рассудок прикажет долго жить. После того, как Герман узнаёт три заветные карты ("тройка, семёрка, туз"), он оказывается в омуте игры и пропадает в нём. Его закутывают в тёмно-зелёное сукно, констатировав: "Сошёл с ума".

На фото: спектакль

На этом, слава Богу, трёхчасовая вакханалия заканчивается. Вручая статуэтку и диплом участника фестиваля директору театра "На Литейном" Андрею Лобанову секретарь Общественной палаты Псковской области Валерий Павлов так растерялся, что сперва не мог найти приз. Он долго шарил за кулисами, пока награду не вынесли с другой стороны сцены, затем назвал этот спектаклем "активным стартом" фестиваля, а зрители неспеша побрели в гардероб, успокаивая свои расшатанные нервы.

 

Многие псковские театралы, да, наверно, и питерские, ищут в Ларинской "Пиковой даме" потаённые, скрытые смыслы, дабы блеснуть своей проницательностью. Но делать этого не стоит: "пустой игрецкий анекдот"… Нужно просто смотреть, наслаждаться, удивляться, восхищаться или бояться, но "не стоит искать чёрную кошку в тёмной комнате ночью. Особенно, если её там нет".

На фото: спектакль

Теперь у Ларина родилась новая мечта - поставить на сцене "Театральный роман" Михаила Булгакова. Вот там-то точно можно додумать, дописать, досочинять. Возможно, именно с "Записками покойника" режиссёр приедет к нам вновь, на следующий Пушкинский фестиваль. Милости просим, будем ждать.

 

Светлана Петрова

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...