21 сентября Русская Православная Церковь отмечает Великий праздник - Рождество Богородицы

В среду, 21 сентября, Русская Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, праздник этот Великий, двунадесятый, вселенский совершается 21 сентября (н. ст.). Это праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился, и печаль праматери Евы переменилась в радость. По иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении дано было Ей имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит «госпожа», «надежда». Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения.

 

Настоятель храма Рождества Богородицы в Изборске священник Алексей Вовченко рассказывает о празднике:

Псков

«Церковный год начинается 1 сентября (14 – по новому стилю), и круг Богослужения начинается с этого славного великого праздника, с рождения Матери Божией. К нам приходит новое время, Новый завет Господь заключает с человечеством, и через Рождество Богородицы освящается весь мир. В Церкви поется славословие: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо воссия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный». Божия Матерь примиряет Бога с человеком, через нее воплотилось Слово, ставшее плотью. И через Слово это Господь Иисус Христос явился миру, Спаситель мира с помощью Матери Божией совершил все свои земные труды. В Евангелии мало говорится о самой Царице Небесной, но самое главное, что есть в Евангелии - Матерь Божия всегда находилась с Господом и складывала в тайниках души своей, сердца своего все слова и события, которые Господь, обращая к людям, говорил в своей земной жизни. А Рождество радости Матери Божией следует вскоре за праздником Успения, что бы мы всегда помнили, что жизнь и смерть в человеческой жизни соседствуют очень близко. И эти два понятия всегда в неразрывной связи в нашем земном существовании, что полезно понимать всякому человеку. Если мы строим планы на свою земную жизнь в отрыве от понятия смерти, то тогда наша жизнь пройдет мимо нас. Но если мы будем помнить, что рождаемся для того, чтобы познать Господа, прославить его в своей жизни и по смерти, и, как Матерь Божия, отойти ко Господу, то тогда жизнь христианская имеет смысл и наполняется существованием по Богу. А свет истины нам открыла Матерь Божия, которая Сама прошла путем познания Бога и сострадания Богу, сочувствия Ему. И вместе с Господом она претерпела муки, какие может терпеть только мать, видя своего Сына, мучимого за род человеческий».

 

Родителями Богородицы и Приснодевы были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.

 

Священник Алексей Вовченко уточняет, что есть два вида бесплодия: одно – отречение и восстание на Промысел Божий о предназначении женщины, которая должна рождать детей, а другое, когда Господь испытывает сердце человеческое, научая через волю Божию осуществлять просимое и желаемое. «В нынешнее время, - говорит отец Алексей, - множество семей страдают от бесплодия, и хотели бы иметь детей, но не имеют благословения Божьего. И это желание иметь детей, пусть и в извращенном виде, отражается на научных достижениях нашего века. Омертвевшая земля не может принести плода, а урожай не от дождя, а от Бога, как говорят в народе. Если Господь не даст своего благословения, то ничего доброго и не будет. И нынешнее поколение, растлеваемое и развращаемое похотями своего сердца, становится бесплодным чаще всего по грехам своим, греховная жизнь отнимает благословение Божье. Назначение женщины – чадорождение. Женщина спасается рождением детей, и надо девочек воспитывать в понятии о том главном, к чему призвана девочка в жизни - к деторождению. И она должна исполнить это в своей жизни, оставить потомство. Рождение Матери Божией у бесплодных Иоакима и Анны произошло по долгому молитвенному прошению, по долгому испытанию этих святых сердец.

Псков
Свв. Иоаким и Анна. Фреска Мирожского монастыря, XII век.

Господь испытывал их сердца потому, что в древности рождение ребенка связывалось с обетованием о спасении рода человеческого. Иоаким и Анна были глубоко верующими людьми, которые проводили в вере и молитве всю свою жизнь. Они в пустыне молились, оплакивая свое бездетное существование, и обещали Богу, что рожденное чадо будет принадлежать только Богу. И Господь исполнил их просьбу. Благоволение Божие распространилось не только на рождение Матери Божией, но и по сей день, пока действует благословение на страдающих немощью бесплодия. Желанные дети рождаются по благословению Божьему и по молитвам ко Господу, и назначение этих детей - служение Богу, что до сих пор остается и назначением жизни человеческой».

 

В воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью праздник в IV в, а Равноапостольная Елена соорудила храм в честь и память Рождества Матери Божией.

 

В Пскове Снетогорский монастырь называют Рождественским, по названию главного монастырского храма Рождества Богородицы.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...