8 сентября Псков будет отмечать юбилей своей победы над самым сильным войском Евросоюза

Псков
Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием (К. Брюллов)

425 лет тому назад под стенами самой мощной крепости Русского государства – Псковом, начался разгром армии европейских наемников под предводительством короля Стефана Батория, благословленного на поход в Русские земли Папой Римским. Военная победа псковичей под командованием князя Ивана Шуйского дала право русскому историку Николаю Карамзину, несколько столетий спустя, написать известные строки: «То истина, что Псков или Шуйский спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей истории, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени».

 

Руководитель информационной службы Псковской епархии, настоятель Иоаннобогословского храма бывшего Костельникова монастыря священник Андрей Таскаев прокомментировал для ПАИ это событие. Он рассказал: «В нашу Епархию несколько лет назад из германского плена именно 8 сентября вернулась икона Божией Матери Псково-Покровская (XYI), написанная наместником Костельникова монастыря, псковским изографом Василием (Варлаамом) в честь события освобождения Пскова от войска Стефана Батория. Псково-Покровскую икону-мученицу, выкупленную у частных владельцев, подарил канцлер ФРГ нашему Президенту В. Путину во время его визита в Германию.

 

Псково-Покровская икона Божией Матери непосредственно связана с событиями осады Пскова войском польского короля Стефана Батория в 1581 году, когда 8 сентября (26 августа по ст. стилю) войско Батория подошло к стенам Пскова. Но сама страшная битва за Псков произошла в день Рождества Богородицы 21 сентября (8 сентября по ст. стилю). 26 августа было явление Богородицы псковскому старцу – кузнецу Дорофею на стенах Пскова, и три почивших инока Печерских с Нею, которые говорили: «Вставайте, мужи - псковичи, Богородица к вам идет! Радуйтесь и ликуйте!» Матерь Божия посетила Псков и покрыла город своим Покровом, защитила его от врага. Она утешала псковичей, укрепляла их в вере, сделала воеводческие распоряжения старцу Дорофею, куда переставить пушки, сказала, что нужно псковичам совершать Крестные ходы (что и было сделано с иконой Умиление Псково-Печерской). В нашей истории я не встречал такого факта, чтобы Божия Матерь, являясь в видении, давала воеводческие распоряжения. Ее явление на стенах псковской крепости было не просто ходатайством за нас перед Сыном Своим Богом нашим, чтобы Бог спас Псков, но Она распорядилась, как воевода, и подсказала псковичам, как надо вести битву: «Бить не по высоким шатрам, а по малым, в них враг заседает». Богородица хозяйничала битвой.

Псков

В Пскове тогда и была написана икона Псково-Покровская, символизирующая Покров Божией Матери над Псковом, а после славной победы над войском Стефана Батория псковичи решили поставить рядом с Покровским монастырским храмом, где и совершались данные события, храм Рождества Богородицы. Получился такой слиянный храм: Рождества и Покрова в Углу, в котором и хранилась икона, но в 1944 году она была увезена немецкими оккупантами из Пскова.

Когда наш Владыка привез ее в Псков в Троицкий Кафедральный Собор, никто и не планировал, что она вернется к нам к 8 сентября, именно в тот день, когда Пресвятая Богородица явилась защитникам города, все получилось промыслительно».

 

Священник также уточнил: «Здесь надо различать два события – Явление Богородицы на стенах Пскова старцу Дорофею, которое произошло 8 сентября (н. стиль) и, как результат этого Явления, чудесная помощь Пскову – победа псковичей над войском Стефана Батория в день Рождества Богородицы 21 сентября (н. стиль). И то, что икона Псково-Покровская Богородица вернулась к нам из германского плен на 8 сентября, говорит нам, что Божия Матерь до сих пор управляет нашим городом».

 

Есть два основных исторических источника, повествующих о походе европейской армии на Русь – Дневник ксендза Пиотровского, секретаря Стефана Батория и «Повесть о прихожении литовского короля Стефана Батория великим и гордым воинством на великий, на славный богоспасаемый град Псков…», написанная изографом Василием.

 

Как пишет один из авторов – историков: «читая Дневник Пиотровского, ясно понимаешь, что Иван Грозный не мог и думать о том, чтобы дать Баторию битву под Псковом, хотя до него и доходили слухи об отчаянном положении неприятельской армии: в польском лагере нисколько не боялись появления русских, зная очень хорошо, что нестройной московской рати не устоять в открытом поле против превосходно вооруженных и отлично дисциплинированных войск Батория. Польские гусары, закованные с ног до головы в железо, польская пехота в кольчугах, венгерцы, немцы, шотландцы, ливонские волонтеры - все это были отборные отряды, далеко опередившие русских в военном искусстве. 8 сентября (21) в 5 часов утра начался генеральный штурм: поляки, венгры, немцы бросились превосходящими силами и, потеснив отчаянно сопротивлявшийся гарнизон. Но осада не стала молниеносной победой, и уже в своем Дневнике похода Пиотровский писал: «Господи, помоги нам справиться. Мне кажется, что мы с мотыгой спускаемся на солнце. Не так бы нам следовало идти против Пскова...».

 

На иконе Богородицы Псково-Покровской, написанной свидетелем событий игуменом Василием, изображены Богородица и Святые князья: Равноапостольный Владимир, свв. Князья Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, Архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, Преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, Никола Блаженный Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, изображен и сам старец Дорофей.

 

Псково-Покровская икона, святыня Псковской земли, находится в Троицком Соборе, несколько лет назад икона мироточила, что, по мнению настоятеля Троицкого Собора протоиерея Иоанна Муханова, является чудом и особой милостью городу и Собору. Уникальность иконы состоит еще и в том, что она содержит самое раннее изображение Пскова и является важным источником информации о топографии и архитектуре древнего города.

 

Напомним, что возвращение иконы стало возможным благодаря многочисленным обращениям на имя Патриарха Алексия II и Министра культуры РФ Михаила Швыдкого от губернатора Евгения Михайлова, сотрудников Псковского государственного музея-заповедника и представителей общественности.

 

Что интересно, 8 сентября в Русской Православной Церкви празднуется Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Празднество иконе Владимирской Божией Матери установлено в честь Сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву, когда православные встречали ее на коленях, каясь в своих грехах со словами: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую!» Образ Божией Матери Владимирской спас Москву от полчищ Тамерлана в 1395 году, и в память этого чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа – 8 сентября было установлено всероссийское празднование в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Этот праздник для Любятовского Никольского храма в Пскове является престольным, у храма есть престол, освященный в честь иконы Владимирской Божий Матери. Пресвятая Богородица, по мнению нашей Церкви, является Заступницей и Покровом России доныне.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...