Сцена / Проекты

Опасные гастроли

28.08.2016 14:40|ПсковКомментариев: 20

Бас-гитарист рок-группы «Психея» представил в Пскове свою книгу «Это становится опасным»

Презентация книги случилась в галерее «ЦЕХ» в рамках образовательной программы «ВЕТКА» проекта «Молоко и Сено», точнее, даже трех книг (двух напечатанных и одной — в планах), плюс будущего сольного альбома. Представлял свое творчество сам автор, Андрей Оплетаев, что называется, «живьем». Слесарь - его «второе имя», хорошо известное поклонникам группы «Психея», ярких представителей отечественной рок-альтернативы.

Родился и вырос Андрей в Кургане, в 2000-м вместе с «Психеей» переехал в Питер, где вместе с товарищами по группе и добился успеха. Его будни - концерты в клубах, рок-фестивали, большие гастрольные туры. Однако с некоторых пор Андрей Оплетаев не только музыкант, но и писатель, и, можно сказать, независимый «сам себе» издатель. Вот об этой своей творческой ипостаси главным образом и приехал рассказать псковичам Андрей Оплетаев.

Но сначала он спел несколько песен. Не из репертуара «Психеи», а своих, сольных. Которые, повторюсь, уже этой осенью планирует записать в студии. (Лично мне больше всего понравилась первая - «Ночь в автобусе», как оказалось, стопроцентно подходящая в качестве саундтрека к текстам Андрея Оплетаева). Так программа встречи разделилась на две неравные части - небольшой концерт и artist talk, «разговор художника», с вопросами публики и ответами автора. В концовке встречи Андрей прочел вслух свой новый рассказ, который войдет в третью книжку.

Публика, насколько я понял, тоже делилась на две неравные части: тех, кто пришел на Слесаря как бас-гитариста «Психеи», и тех, кто пришел на Оплетаева как писателя и издателя самого себя, поскольку в анонсе нам как раз по этой части обещали мастер-класс. И надо признать, мастер-класс состоялся. Андрей Оплетаев действительно успешный независимый писатель и издатель. Тысячный тираж его книги «Это становится опасным» уже продан и принес пусть небольшую, но прибыль, на которую, по признанию автора, можно жить. Сейчас он вовсю продает доптираж и вторую книжку «Куда едет ночь в автобусе». Скоро выйдет третья. Любому начинающему автору есть чему позавидовать. Как Андрею Оплетаеву это удалось?

Следует сразу огорчить всех авторов альманаха «Скобари»: и не пытайтесь! Вам повторить успех Андрея Оплетаева не удастся. И вот почему: 1) вы не бас-гитаристы группы «Психея»; 2) вы не популярные блогеры ЖЖ, в течение десяти лет раскручивавшие выход будущей книги. Иными словами, удачный маркетинг определяется успехом «Психеи». У Андрея Оплетаева имеется солидный, как принято нынче выражаться, артистический бэкграунд. Плюс аудитория, готовая купить любую книжку Оплетаева, связанную с историей «Психеи». Я понимаю всю разницу масштабов и все равно позволю себе такое сравнение: какую бы ерунду не написал Пол МакКартни, вздумай он написать книжку, книжка была бы обречена на успех. Свои уорхоловские 15 минут славы (и даже много больше) заработал и Андрей Оплетаев.

И все равно его опыт независимого издателя весьма ценен. Потому что в принципе ничто не мешало ему издать свою книгу через известное издательство. Поначалу он так и хотел поступить. И честно прошел путь автора, обратившегося в крупное издательство. В его случае это было АСТ. Сотрудничество с издательством Андрею не понравилось. Во-первых, АСТ стало редактировать текст «более чем полностью», превратив «записки проезжего музыканта» в продукцию журнала «Ровесник». Во-вторых, захотело поменять авторское название на какое-то невнятное: «Внимание, опасность». В третьих, решило засунуть книжку в серию под марку «Нашего Радио» на обложке, что автору уж совсем не понравилось. «Книжка выйдет, а печать зверя останется», - сформулировал Андрей Оплетаев свой окончательный отказ от услуг крупного издателя, создающего паблисити, но отнимающего у автора права за смешные деньги. Кроме того, занявшись изданием книги, Андрей наконец понял, что любит действовать исключительно в одиночку: «Захотел, сам себе премию начислил, устроил выходной и напился».

Саму книжку он сделал в интеллектуальной издательской системе «Ridero». Осталось найти типографию, способную хорошо исполнить заказ, и собственно деньги на издание. Деньги на издание по методу краудфандинга Андрей Оплетаев собрал за два дня. «Парень, а ты не промазал с занятием!» - оценил результат сам автор. Тем не менее, как признался Андрей, «нужно много энергии и задора, чтобы сделать книгу». А после того, как весь тираж поместился в его квартире, автор на всю оставшуюся жизнь «возненавидел запах свежей типографской краски». Не говоря уж о собственно писанине, писательском труде: «Устаешь, как будто вагоны разгружал».

Что касаемо книг, то, по-моему, они изданы с большим вкусом. Лично я видел много самодельных книг, и большинство из них производят жалкое впечатление. У Андрея Оплетаева получилось. Плотная мелованная бумага, твердый переплет, хороший читабельный шрифт, работа художника - ничто не напрягает. Что касается содержания, то оно, понятно, на любителя. Если вам изначально по душе жанр путевых заметок, да не кого-нибудь, а не обделенного литературными способностями рок-музыканта, которому 38 лет и который «очень большой специалист в области трэша», то том «Это становится опасным» будет не лишним в книжной коллекции любого продвинутого чела.

Маленькую, но изящную «Куда едет ночь в автобусе» я бы охарактеризовал иначе: Оплетаев - это, оказывается, еще и такой русский Кастанеда. Описания психоделического опыта весьма достоверны и поучительны. Во всякому случае - автору веришь, а с учетом того, что ты видел его в мире трех измерений (плюс время), вполне допускаешь, что с Андреем Оплетаевым возможны встречи и в пятом, шестом и так далее параллельных пространствах. Там, где объектив фотокамеры вдруг раскалывается на части, а потом собирается голыми руками, без швов и помарок. И нет никакой тревоги, а есть слияние с миром и полное ощущение Дома.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
Лента новостей