Блоги / Игорь Докучаев

Как заставить молчать пушки

22.08.2014 12:32|ПсковКомментариев: 16

«Когда говорят пушки, музы молчат» – старое выражение на основе древнеримской фразы сегодня вновь могло бы стать очень нужным только с обратным смыслом: когда говорят музы – пушки замолкают... После развала Советского Союза прошло уже двадцать три года и за эти годы судьбы народов, некогда составлявших СССР, стали такими разными, что во многом мы не просто не представляем, как живут люди в бывших советских республиках, но и вовсе не знаем: кто есть кто. Спроси у юного студента: чем киргизы отличаются от казахов – думаю, ответ будет очень короткий. Да, и в особенностях народов и народностей многонациональной России немногие могут разобраться. А еще ведь есть страны дальние и ближние, где тоже люди живут. Некоторые скажут, что это не очень-то и нужно – разбираться, мол, мы сами по себе живём, они сами по себе. Но это заблуждение, конечно... Мир настолько разный и настолько жёсткий, что иметь в нём друзей, явных и скрытых сторонников и союзников, не менее важно, чем сильную армию, флот и профессиональные спецслужбы.

Один из лучших способов профилактики войн и конфликтов между разными народами - те самые музы, которые могут заставить пушки не только замолчать, но и дадут возможность их не расчехлять вовсе. Это, кстати, неплохо понимали в Советском Союзе, где было хорошо налажено межнациональное культурное общение. Тогда не только в столицах республик и крупных городах выступали национальные творческие коллективы, причём, весьма популярные и профессиональные. Артистов из Армении, Грузии, Латвии, Молдавии можно было легко встретить на сценах любых городков и посёлков Украины или России, вплоть до выступлений на полевых станах во время уборки урожая, и наоборот. А теперь? Давно ли вы видели на сцене в Пскове творческие коллективы, приехавшие из Армении? Или из Молдавии? Или из Казахстана? Да, даже из соседней Белоруссии?

К народным, фольклорным, этническим, национальным творческим коллективам в обществе отношение разное. Конечно, это не эстрада, это не попса, не взращённые телевидением и рекламными деньгами некие артисты, которые, кроме пиара, ничего собой не представляют, но, тем не менее, считаются модными и собирают на этом статусе большие зрительные залы и огромные деньги. У фольклорщиков, например, и залы похуже, и зрителя поменьше, и денег не очень, да и профессионалов в этой сфере не так много. В основном это любительские коллективы, которые живут на энтузиазме своих участников, в обычной жизни: водителей, строителей, учителей, менеджеров… Но их творческая деятельность: чаще недооцененная, не всеми понятая, не приносящая сверхдоходов, на самом деле очень дорогого стоит. Именно она может заставить пушки молчать, научить народы взаимопониманию и наградить простой человеческой дружбой. Однозначно, даже один хорошо организованный, искренний фестиваль народных искусств принесёт больше пользы, чем многолетние обмены между чиновниками разных ведомств, где чаще всего от них ничего не требуется, кроме дежурной улыбки, умения пожимать руки и пребывать на фуршетах. На фестивалях как раз нужно уметь что-то делать: танцевать, петь, играть музыку, писать картины, сочинять стихи или рассказы, шить, вязать, ткать, создавать граффити, играть роли в спектаклях...

Пребываю под впечатлением от одного из таких праздников. В польском городе Белостоке семь лет назад родился фестиваль музыки, танца, фольклора «Podlaska Oktawa Kultur». Первоначальным замыслом было собирать на несколько дней творческие коллективы из рядом расположенных стран, представители которых корнями пересекаются в этом регионе: Беларуси, Литвы, России, Польши, Украины и других. И начинался фестиваль с небольшого закрытого зала филармонии. Но за несколько лет идея праздника полюбилась не только местным жителям, но и самим участникам, его масштаб так вырос, что теперь желающие в очередном июле выступить на фестивальной сцене в Белостоке по два года стоят в очереди. Теперь здесь собираются разножанровые коллективы, использующие в своем творчестве фольклорные мотивы, практически со всех континентов, даже из Латинской Америки, Африки и Азии. И горожане, и гости из многих стран Европы, приезжающие на праздник, с нетерпением ждут очередного фестивального дня. Концерты проходят каждый вечер в течение недели на открытой площадке на центральной площади города. Кроме того, все коллективы-участники выступают и в городах всего Подлясского воеводства, каждый день ансамбли разъезжаются по новым концертным площадкам. Фестивальные концерты - бесплатные для зрителей и разнообразные по жанрам, репертуару, музыкальному стилю и т.д. При этом фестиваль – это ведь не только концерты, это целая цепь событий, в том числе встречи артистов с жителями, общение самих участников, экскурсии, мастер-классы, отличное настроение, в конце концов, и новые адреса друзей. Такого общения культур мне давно не встречалось.

Нам срочно нужно воссоздавать на территориях нашей страны международную фестивальную культуру. Разве жители Пскова, Опочки, Острова или Порхова были бы против, чтобы у них летом в течение недели каждый день выступали артисты, музыканты, танцоры из различных стран? И имеющиеся в Псковской области фестивали, независимо от их жанровой основы, легко могут стать международными при заинтересованности организаторов и властей. Если фест не тянет – придумать, создать новые. Приглашать на них творческие коллективы из разных стран, чтобы дети и подростки, да и взрослые узнавали о разных национальностях не по тому, что кто-то из их представителей торгует на рынке, ремонтирует местную дорогу, работает на ферме или стройке, а по национальным песням, танцам, костюмам приезжих артистов.

В свою очередь нам нужно сформировать «культурный спецназ», чтобы массово посещать похожие творческие праздники в других странах. Надо дать возможность их жителям знакомиться с нами не через вымышленные образы, частенько создаваемые местными СМИ, а в живую, через культурных, образованных и обаятельных Васю, Ваню, Любу, Таню. Нужно научить наших молодых артистов представлять свою страну, свои города, своё народное творчество, потому что сейчас во многом, те, кому предоставляется возможность, делают это неуклюже, без искренности, без осознания ответственности. Когда культурное взаимопроникновение достигнет такого уровня, что на русском застолье вновь, как когда-то, будут петь украинские, грузинские, белорусские и другие песни, а в семейном и дружеском кругу в других странах с удовольствием затянут русские мотивы, то музы вновь заставят молчать пушки.

Игорь Докучаев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Поддерживаете ли вы идею ввести 10-дневные майские каникулы?
В опросе приняло участие 250 человек
Лента новостей