Новости партнеров
Культура

Предупреждение из башни: Ганза близко

26.08.2016 12:11|ПсковКомментариев: 37

Очередное заседание Общественного совета по культурному наследию при губернаторе Псковской области проходило в Покровской башне, внутри которой, несмотря на жаркий августовский день, оказалось сыро и холодно. Но очень интересно: повестка дня восемнадцатого заседания местами тоже была явно сыроватой, а интерьер одной из самых мощных в Европе крепостных башен позволял отвлечься – например, на воспоминания о других заседаниях, где обсуждалась и музеефикация Покровки (шесть лет назад уверенно говорили, что этот проект должен уже завершиться к 2012 году, но жизнь внесла коррективы, проработка вопроса продолжается).

Прежде чем замерзнуть в башне, некоторые члены Совета потомились на жаре в ожидании Андрея Турчака, который обещал до заседания посмотреть, как идут работы по реконструкции бывшего психиатрического диспансера под отель «Покровский». О медицинском прошлом здания уже ничего не напоминает: готов фасад, территория перед отелем практически благоустроена, внутри идут отделочные работы и их еще много. Но именно фасад заинтриговал ожидающих: над входом в будущую гостиницу красуется изображение единорога! Казалось бы, причем здесь Псков?

Путь единорога

Председателю Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Елене Яковлевой пришлось пояснить, что очень даже причем. Во время археологических раскопок (без которых никакой реконструкции диспансера под отель не произошло бы) в этом месте была найдена золотая монета времен Людовика XIV, ценность ее настолько велика, что можно было бы целиком купить двор, где она была обнаружена. Еще одной удивительной находкой оказался перстень с единорогом, так что отель получил не только своеобразный логотип, но и интригующую историю, которую можно будет рассказывать гостям. А логотип действительно своеобразный: в изгибе шеи единорога все вдруг увидели (но только после того как Елена Яковлева буквально ткнула туда пальцем) силуэт Покровской башни, глаз единорога оказался летящей над ней чайкой, хотя кому-то птица напомнила утку. Винтообразный же рог единорога, напоминающий детскую пирамидку, захотелось немедленно отпилить – настолько он диссонировал с открывшимся вдруг значением. Но тут уж что: из этой истории рога не выкинешь…

Глава Пскова Иван Цецерский обиженно вспоминал, сколько пришлось претерпеть городским властям и инвестору от общественности, а теперь-то понятно, что всё сделали правильно. Напомним, что общественность, которая протестовала против устройства в этом месте отеля с рестораном, была особенной – православной. Она считала, что там, где являлась Богородица, открывать гостиницы с общепитом неуместно. И даже намекала, что свято место очень может быть и пусто: в том смысле, что напрасно бизнес рассчитывает здесь на коммерческую удачу. Но пока никто не жалуется, а наблюдатели хвалят. Хвалит глава города, хвалит губернатор, который начал заседание Совета с напоминания о том, сколько копий было сломано вокруг этого проекта. А получилось, по его мнению, хорошо, и к тому же инвестор сдержал слово, предоставив в цокольном этаже 220 квадратных метров под музейное пространство для проведения разнообразных выставок. Кроме того, он связал гостиницу с Покровским углом, хотя надо еще окончить внешнее благоустройство сделать подсветку стены. «Но мы уже получаем пример, когда туристический бизнес, культура, охрана наследия могут найти здравое решение. Я сегодня сказал и повторю: здесь было несколько лет назад отхожее место - бутылки битые, шприцы использованные, предметы личной, так скажем, гигиены, чего только не было», - напомнил Андрей Турчак. А теперь будет гостиница, что в преддверии 2019 года, когда Пскову предстоит принять огромное количество гостей в ходе Ганзейских дней, очень важно. И дай бог, чтобы таких объектов становилось всё больше!

Свет недалекой Ганзы лег на повестку дня Совета еще до того, как его участники добрались до второго вопроса: предложений по благоустройству города к Ганзейским дням и рассмотрению возможных площадок для праздника. Наблюдатели еще на экскурсии по отелю обратили внимание на присутствие руководителя театрально-концертной дирекции Псковской области Дмитрия Месхиева, который был очень активен.

На самом заседании губернатор предложил включить господина Месхиева в состав Совета, и за это предложение в конце встречи проголосовали единогласно. Дмитрий Дмитриевич в таком исходе, похоже, не сомневался: он энергично участвовал в обсуждении практически всех вопросов, Андрей Турчак в какой-то момент даже напомнил, что он пока еще не член этого органа. Впрочем, до формальностей ли тут, когда Ганзейские дни приближаются с ужасающей быстротой, и все говорят, что на раскачивание времени нет. А когда глава Пскова Иван Цецерский сообщил, что нужно срочно создавать или автономную некоммерческую организацию, или дирекцию будущего праздника, которая занялась бы его сценарием и режиссурой, родились уверенные предположения насчет кандидатуры руководителя дирекции.

На ответственном хранении

Впрочем, это было позже. В начале заседания совета заместитель председателя, доктор исторических наук, профессор Анатолий Кирпичников сделал доклад в «пулеметном стиле» о состоянии объектов культурного наследия, которые вызывают наибольшую тревогу.

Он собирался выступить с ним еще на мартовском совете, но тогда губернатор, спешивший на встречу с делегацией из Гагаузии, не смог его послушать. А без Андрея Турчака говорить о проблемах бессмысленно дал понять Анатолий Кирпичников: «Как только вы соберетесь уйти на встречу с, скажем, новозеландским послом, мы сразу прервем свое заседание на полуслове, потому что без вас ничего невозможно обсуждать». Хотя, признаться, ничего нового в сообщении Анатолия Николаевича для участников заседания не было (и это, на самом деле, тревожный факт): совет существует 7 лет, и за это время знаменитый археолог уже не раз поднимал проблемы Велья – сейчас там разрушается кровля над уникальным амбаром с народной мозаикой. Много лет он высказывает тревогу за такие памятники гражданской архитектуры в Пскове как Солодежня и дом Печенко. Не сходит с повестки дня разрушение усадьбы в Волышево. Среди новых тем – раскопки в Псковском Кремле и общая обеспокоенность тем, что разработку проекта реставрации кремлевского комплекса выиграла откровенно демпинговавшая фирма из далекого Кургана.

Из новых, но уже постоянных вопросов профессора Кирпичникова – вопрос о месте нахождения реплики меча Довмонта, которая была передана псковской епархии с тем, чтобы выставить ее в Троицком соборе. Господин Кирпичников уверен, что сейчас копия меча хранится в покоях митрополита, Андрей Турчак убеждал его, что это не так, уклончиво сообщая, что копия меча – «на ответственном хранении в епархии». И надо, конечно, работать, обсуждать, договариваться, чтобы она была доступна для осмотра. Насчет кургановского «Карата» губернатор сообщил, что разрабатываемый фирмой проект обязательно будет обсужден на научно-методическом совете при Министерстве культуры РФ и попросил псковских коллег не снижать внимания к проблеме (если называть вещи своими именами), что и сам обещал сделать. И про амбар в Велье пояснил: настоящий собственник готов его передать в более культурные руки. В целом, отвечал (не без помощи Елены Яковлевой) в таком же пунктирном стиле, в каком спрашивал Анатолий Кирпичников: работа-то ведется по всем направлениям, но процесс традиционно медленный. Так что Анатолию Николаевичу еще спрашивать и спрашивать. Но все его вопросы будут систематизированы и еще раз проработаны.

«Когда-нибудь, но не сейчас»

Но после этого обсуждался вопрос более конкретный: подготовка к Ганзе, в ходе чего Иван Цецерский и упомянул о необходимости создания некоей «ганзейской дирекции» в виде АНО. А с основным докладом выступил архитектор-реставратор Игорь Лагунин, призывавший вспомнить, что гости праздника захотят увидеть, прежде всего, средневековый Псков.

Выгоднее всего его показывать, имея в виду кластерные объекты на набережных рек Великой и Псковы, там, где находились гостиные дворы, на которых останавливались иноземные купцы, в том числе участники Ганзейского союза. Помимо исторических связей Игорь Лагунин обращал внимание и на эстетические: массовые мероприятия, по его мнению, можно проводить на набережных, одна из площадок на Пскове способна вместить до 30 тысяч гостей. Но другие участники совета (в том числе еще «неучастник» Дмитрий Месхиев) воспротивились использованию парковых зон для таких массовых мероприятий: и вместимость этих площадок гораздо меньше, по их мнению, чем рассчитывает докладчик, да и затопчут толпы гостей всё кластерное благоустройство. Так что стадион «Машиностроитель» как площадка для самых массовых мероприятий Ганзы неотменим.

И все равно приближающийся праздник будил вдохновение: директор Пушкинского музея-заповедника Георгий Василевич призвал разработать и обозначить для гостей исторические «литературные» маршруты, а также сделать двойные таблички названия улиц – как в Новгороде, где рядом с современным названием пишут историческое. Идея губернатору понравилась, но до определенного предела. Когда оживившиеся члены Совета заметили, что пора бы подумать и о переименованиях (например, улицы Свердлова), он отреагировал довольно резко. «Так, без революций. Что значит переименовывать? Вы же не меняете своих имен! Когда-нибудь, но не сейчас», - сказал Андрей Турчак, кстати, родившийся в Ленинграде, бывшем Петрограде - и так далее, до исторически замкнувшегося круга.

Председатель комитета по охране объектов культурного наследия предложила не забыть и одинокого туриста, для которого надо тоже проложить маршруты, насыщенные информацией, с соответствующими табличками на двух языках, с ганзейской символикой и так далее. Дмитрий Месхиев, уже воспротивившийся праздникам в парковой зоне, заявил, что всё это частности, а отталкиваться надо от пока еще не существующего сценария. Показалось, что на какой-то момент даже губернатор почувствовал себя неуютно: уж очень явно Дмитрий Месхиев дал понять, что никому не разрешит вмешиваться в режиссуру праздника, при том, что сам (тоже явно) вмешался в практическую подготовку. Позволил себе рассуждения об отправной точке праздника, причем создалось впечатление, что разнообразные «объекты благоустройства» режиссера не очень интересуют, что он считает такую практическую подготовку к празднику делом вторичным. А главным – само проведение Ганзейских дней. Так что губернатору пришлось сделать что-то вроде «сносочки»: праздник проводят всё же не только ради праздника, а ради развития города. Но и простодушное желание некоторых участников заседания посмотреть сценарий, внести предложения, поправки, тоже мягко отклонил. Видимо, представил последствия.

Храмы под опеку?

Неожиданно активно обсудили участники Совета самый, пожалуй, «непропеченный» вопрос: директор Пушкинского музея-заповедника Георгий Василевич высказал озабоченность судьбой храмов в труднодоступных местах, там, где уже нет приходов, и сохранять церкви просто некому. По его мысли, спасти уходящие святыни могли бы… студенты. То есть опека ПсковГУ, где пора бы уже выращивать специалистов и по реставрации. И они бы в процессе обучения участвовали в постоянных экспедициях в эти храмы, занимались не только исследовательской, но и охранной деятельностью. Андрей Турчак в связи с этим заметил, что вопросы повестки дня надо всё же тщательнее прорабатывать перед внесением. Потому что члены Совета явно столкнулись просто с благим пожеланием: как заметила Елена Яковлева, даже если университет возьмется за подготовку таких кадров (а как за это взяться на довольно ровном месте – это вообще отдельный вопрос), даже если наберет курс, то где будут потом трудоустроены выпускники? Председатель комитета по охране ОКН честно признала, что в этой сфере сейчас можно трудоустроить не более двух специалистов. Андрей Турчак также осторожно сказал, что государство не может приставить к каждому такому храму смотрителя. Но Георгий Василевич ответил, что и не предлагает каких-то «технических» решений, просто обращает внимание на возможный путь, на желательность связи университета с такой вот деятельностью. Отказываться от предложения наотрез не стали, дипломатично согласившись еще над ним поработать.

Зато единогласно, что редко бывает, поддержали передачу церкви зданий онкологического диспансера (после того как он переедет в новый онкоцентр) – даже не передачу, а возвращение Псково-Печерскому монастырю его подворья на берегу Великой. Архимандрит Тихон заметил, что такая поддержка была бы духовным подарком монастырю накануне праздника Успенья Богородицы. После возвращения подворья там будет проведена реставрация, в ней особенно нуждается памятник истории и культуры федерального значения XVII-XIX, церковь во имя иконы Божией Матери «Одигитрия». Также на территории подворья будет паломническая служба, аудитория для студентов, обучающихся на кафедре теологии ПсковГУ, мастерская для реставрации икон, церковно-археологический музей, гостевой корпус для приезжающих в Псков братьев. Профессор Кирпичников спросил, есть ли на всё это средства. Отец Тихон сказал просто: «Будем вымаливать», имея в виду и божью, и спонсорскую помощь. Он еще было заметил, что надо будет что-то делать со зданием ТЭЦ, диссонирующим, по его мнению, и с ансамблем подворья, и с крепостной стеной. И до глубины души оказался поражен информацией, что ТЭЦ – тоже памятник. Единственный в Пскове пример памятник конструктивизма. И даже трубу нельзя «укоротить», тем более, что у комплекса уже есть собственник с видами на реконструкцию.

Последний вопрос повестки дня обсудили пунктиром, поскольку уже сильно выбились за временные рамки: о застройке территории вокруг горы Соколихи. Если не остановить этот плохо регулируемый процесс созданием особой зоны, то очень скоро пропадут визуальные связи горы с Троицким собором. Архитектора Владимира Шуляковского особенно беспокоило, что застройка там ведется известным псковским (да и не только) способом: территория поделена между разными застройщиками, каждый старается выжать из нее максимум квадратных метров. Губернатор предложил обсудить вопрос на Градостроительном совете Пскова, ничуть не смутившись напоминанием, что речь идет о территории другого муниципального образования – Псковского района. Тоже тревожный звонок, на самом деле: разрешить проблему подобного рода на уровне джентльменских договоренностей еще никогда не удавалось. Рано или поздно градозащитникам укажут, что они вмешиваются в дела другого муниципалитета, у которого свое видение (в отсутствие законных ограничений) на развитие своей территории… Впрочем, под занавес у участников совета уже не хватало сил ни на возражения, ни на убеждения.

В целом, это заседание оставило странное впечатление. Да, многие вопросы, которые поднимались на других советах, не нашли своего решения до сих пор. И всё же это были очень важные, глобальные (в контексте исторического наследия региона), глубоко проработанные вопросы, которые и должны обсуждаться на Общественном совете по культурному наследию при губернаторе. На 18-м заседании сложилось впечатление, что его собрали едва ли не для того, чтобы просто поддержать тонус и ввести в состав Дмитрия Месхиева. Или Ганзейские дни сейчас везде и всюду будут диктовать собственную повестку? Что же, если совет сможет подробно обсудить проект реставрации Псковского Кремля (это ведь тоже ганзейский объект), который где-то готовит «Карат» из Кургана, то пусть диктует. Следующее заседание наметили на конец октября. Или начало ноября.

Елена Ширяева

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 257 человек
Лента новостей