Новости партнеров
Культура

Буги на «костях»

26.12.2008 15:32|ПсковКомментариев: 11

Брюки-дудочки, галстук-«селедка», «кок», «манная каша» или «тракторы» (ботинки на белой подошве), «скелет моей бабушки» (пластинки на рентгеновских снимках), джаз, буги-вуги, «атомный», «канадский», «тройной гамбургский» танец - «Стиляги» Валерия Тодоровского шумно ворвались в кинотеатры страны.

1955 год. Москва. Параллельно существует два разных мира. «Правильный» - с комсомольскими значками, идеальной репутацией, серой наружностью и общепринятыми идеалами, которые не обсуждаются. И «стиляжий» -  идеологически невыдержанный, немного инфантильный, наивный, но такой яркий, манящий и свободный!

Стиляги - советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — 1950-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни. (Данные из «Википедии»).

В этих параллельных мирах живут Мэлс (Антон Шагин) и Полли (Оксана Акиньшина). Мэлс (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин) - с отцом и братом в коммуналке. Рукой голосует, ногой марширует, третий юношеский по боксу, увлечение радиоприборами и в качестве «хобби» по вечерам – отлов и приведение стиляг в «надлежащий» вид.  Полли проводит вечера в «Коктейль-холле», хиляет с друзьями по «Бродвею», носит непозволительной яркости платья, уголовно-наказуемого цвета губы и вообще всячески расстраивает номенклатурную мамашу.

Она – та самая, ради которой Мэлс будет разгружать вагоны по ночам, сменит прикид, наварит на советские ботинки толстую подошву, научится танцевать буги, под большим секретом купит саксофон и услышит от соседской  девчонки сакраментальное «Я не лягу под стилягу!», только чтобы дерзкая и недоступная Полли-Польза была с ним. Провожатым в мир «стиляжьего гламура» станет фарцовщик Нолик, спивающийся джазовый музыкант и широко известный в узких кругах Фред – сынок непростого советского дипломата. Постепенно из испуганного юноши «вылупится» король вечеринок, классный музыкант и шикарный танцор, а сюжет сделает неожиданный поворот, потом еще один и… что-то я разогналась – сами все увидите.

Одно из важнейших слагаемых успеха - великолепный сценарий. В целом сценарист на удивление удачно соединил условность мюзикла с бытовыми советскими реалиями середины 50-х годов. А уж реплики персонажей – это просто чума! То же можно сказать о музыке. Герои, а вместе с ними и твои родные ноги в темном кинозале, «отжигают» под роковые композиции 80-90-х годов («Все будет так, как ты захочешь», «Я то что надо», «Скованные одной цепью») и написанные, что называется, под фильм мелодии («Американская жена», «Человек и кошка»). Сам Валерий Тодоровский объясняет свое решение так: «Делать в наши дни российскую музыкальную ленту на основе старых американских песен было бы довольно нелепо». С присущим мюзиклам преувеличением атмосфера душных коммуналок, демократичных пивных и элитных апартаментов передана как нельзя лучше, прежде всего именно благодаря музыкальной дорожке и ярким, насыщенным эпизодам с потрясающими репликами. Леонид Ярмольник, Олег Янковский, Сергей Гармаш, Алексей Горбунов воплотили на экране колоритных персонажей, сделав картину «вкусной», и не скатившись при этом в вульгарность и карикатурность.

Естественно, режиссеру приходится несколько сгущать краски в плане внешнего вида противников стиляг, чтобы современному зрителю стало ясно, почему одна компания хорошо одетых молодых людей преследовала другую. Из-за этого может сложиться впечатление, что вся Москва ходила в серо-черных бесформенных балахонах, мало смахивающих на внятную одежду. Это совсем не так. Женщины носили довольно изящные платья ярких расцветок, мужчины -  элегантные костюмы. Однако косметикой дамы, действительно, пользовались мало и  безнравственное декольте не позволяли. Из-за этих незначительных на современный взгляд отличий и бушевали бешеные страсти!  «Быть как все, плыть как все» было проще, понятнее и безопаснее. Эту «тоталитарную философию» трудно теперь понять современной молодежи, но все ее постулаты легко перечеркиваются фразой одного из героев фильма: «Мы не лучше и не хуже. Просто другие!» За то, чтобы быть «просто другими» в обществе безысходно (искренне) покорных людей, настоящим стилягам приходилось дорого платить, хорошо, если бы только испорченным «прикидом» и прической.

Порадовал оригинальный финал ленты, в котором главные герои шагают по Тверской в толпе тысяч современных неформалов. Воплощение диалектики в жизнь. Единство и борьба противоположностей. Тут вам и эмо под ручку с растаманами, и панки в одном «строю» с рэперами. Пусть картинка кому-то покажется чересчур радужной и идеальной, но часто именно этого нам не хватает в повседневной жизни.

Ольга Осина

Страна: Россия

Жанр: музыкальная комедия

Режиссер: Валерий Тодоровский

Сценарий: Юрий Коротков

Композитор: Константин Меладзе

Актеры: Евгения Хиривская, Антон Шагин, Оксана Акиньшина, Екатерина Вилкова, Игорь Войнаровский, Эльвира Волошина, Сергей Гармаш, Алексей Горбунов, София Лебедева, Максим Матвеев, Олег Пангсепп, Максим Пешков, Ирина Розанова, Александр Стефанцов, Олег Янковский, Леонид Ярмольник

Продолжительность: 120 мин.

Бюджет: 15 млн. долл.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Как планируете провести отпуск летом?
В опросе приняло участие 65 человек
Лента новостей