Новости партнеров
Выборы-2007 / Мнения

Евгений Минченко: 20% для «Справедливой России» - это из области фантастики

06.09.2007 14:21|ПсковКомментариев: 9

Выборы в Государственную Думу пятого созыва станут для России рубежными. Они дадут начало новому этапу развития России, ее политической системы. О том, как будут проходить выборы в Госдуму, что ждет Россию в ближайшем будущем, мы беседуем с директором Международного института политической экспертизы, членом экспертного совета Госдумы Евгением Минченко.

- Евгений Николаевич, сколько партий, на ваш взгляд, сможет преодолеть семипроцентный барьер?

Весьма вероятна трехпартийная Госдума. Но я не исключаю, что может пройти ЛДПР, и не исключаю, что в последний момент могут сделать рывок СПС или «Патриоты России».

Но сейчас преобладает стратегия формирования именно трехпартийной Думы. Ощущение такое, что ЛДПР будут сливать. Впрочем, пока и не факт, что «Справедливая Россия» выйдет на второе место. Рейтинги у нее достаточно слабенькие.

- Переход Митрофанова из ЛДПР в «Справедливую Россию» не облегчит участь последней?

Мне понравилась довольно парадоксальная мысль моего коллеги Михаила Виноградова на тему того, что когда Митрофанов будет выступать и рекламировать «Справедливую Россию», не исключено, что этим он будет приносить дополнительные очки ЛДПР, потому что это бренд более старый и укорененный. До населения может не дойти, что Митрофанов из ЛДПР ушел. То есть мелькание Митрофанова на экране может принести какие-то очки Жириновскому, а не Миронову.

Хотя я думаю, что Митрофанов не такая рейтинговая фигура, чтобы оказать серьезное влияние на ход кампании.

- «Перебежки» политиков из партии в партию продолжатся? В ту же «Единую Россию», в «Справедливую Россию»?..

- В «Единую Россию» вряд ли, она уже «заполнена», трудно получить в партсписке какое-то проходное место. В «Справедливую Россию» будут пытаться переходить, но ведь у них тоже перегруз списка. Реально ведь рейтинги у них не такие оптимистичные. По данным социологов, на данный момент они на грани 7-процентного барьера. Я думаю, что они могут набрать от 10 до 20%.

20% - это 90 мандатов плюс за счет перераспределения «премии» еще 10. То есть самый максимум - это около 100 депутатов. Из 450.

При этом, на мой взгляд, 20% для эсеров – это фантастический результат, скорее всего он будет в районе 10-12%.

- Лидер Псковского регионального отделения СР Михаил Брячак, ссылаясь на руководство партии, заявил, что перед эсерами стоит задача преодолеть планку в 25%.

Это нереально. Даже при самом благоприятном стечении обстоятельств – если эсеры проведут суперкреативную кампанию, если «Единая Россия» наделает огромное количество ошибок, если коммунисты будут себя вяло себя вести – тогда, может, они наберут 20%.

Пока эсеры ведут достаточно скучную кампанию. Может быть, у них что-то припасено на активную фазу выборов.

Уважаемый мной Дмитрий Бадовский высказал замечательную мысль. На самом деле важно не распределение сил между партиями в будущей Думе, а распределение сил между группами влияния. Есть группы, которые оказывают влияние и на «Единую Россию», и на «Справедливую Россию». Есть люди, которые раскладывают яйца сразу в несколько корзин. И на самом деле гораздо интереснее, чем банальная партийная арифметика, посмотреть, какие именно группы влияния, корпорации представлены в списках партий. Это размежевание будет гораздо интереснее, чем собственно партийный формат.

- Воздействие на партии разных групп влияния может привести к расколу внутри них, к расколу в будущих партийных фракциях?

Раскола в «Справедливой России», да и в «Единой России», я не исключаю. Но не жесткого. Перейти из фракции в фракцию будет невозможно – депутат лишится мандата, то есть новые фракции не образуются. Но наличие группировок внутри фракций вполне возможно, особенно учитывая, что центры влияния в России станут более выражены.

Если сейчас это своего рода солнечная система, выстраивающееся вокруг одного лидера – Путина, то не исключаю, что появятся несколько таких сфер влияния. Несомненно вырастет значимость поста премьер-министра. Сейчас у нас фактически премьер-министром является Путин, а Фрадков – дежурный по кабинету министров, администратор. Думаю, что при следующем президенте это будет не так, думаю, что у нас будет достаточно влиятельный премьер-министр.

- Выглядит ли привлекательной компартия с точки зрения инструмента для лоббирования интересов в Госдуме?

- КПРФ неинтересна для бизнеса. Нет вероятности того, что компартия станет более активно взаимодействовать с бизнесом. У них и коммерческих мест не так много в списке. Да и парламент перестает быть интересным с точки зрения лоббизма интересов.

«Справедливая Россия» на самом деле тоже становится все менее интересной. Пик интереса к ним национальных и региональных бизнес-элит был в начале года. Энтузиазм упал после нерадужных результатов на мартовских выборах. Исключение было только в Ставропольском крае.

То есть оказалось, что, несмотря на серьезные финансовые вливания, результаты у эсеров невысокие.

Потом оказалось, что и «слоненок маленький и на всех его не хватит». Обостренная конкуренция за места в списке. Как мы говорили, эсеры в Госдуме получат всего сто мест при самом фантастическом раскладе. А желающих много. И возникают конфликты между спонсорами, между спонсорами и руководством партии: как же так, я второй-третий в региональном списке – место непроходное, за что же тогда платить деньги?

- Это означает, что «Справедливая Россия» не готова к кампании?

- Почему же. Она, несомненно, готова с точки зрения финансовой. Думаю, у них будет достаточно дорогая избирательная кампания. С точки зрения креатива – прорыва пока не вижу, может, потом удивят.

Главная их проблема – это конфликты в региональных отделениях. В Псковской области лидер отделения Брячак имеет неоднозначную репутацию. Но на фоне других регионов в Псковской области в «Справедливой России» тишь да гладь да божья благодать. Конфликты бывают крайне острыми, публичными. Поэтому для эсеров проблемы с региональными элитами, отделениями – это проблема номер один.

Идеологическую проблему они решили. Они перестали играть в партию Путина №2.

- Им стало от этого проще или сложнее?

- Им стало проще.  Не работала на них эта повестка, не удалось им никого убедить, что они партия Путина. У населения уже сложилось убеждение, что партия Путина – это «Единая Россия». Бренд «Справедливой России» еще недостаточно известен, и в этих условиях вылезать с идеей, что это будет не «Справедливая Россия», а Социалистическая партия – вообще смешно. Сначала хотя бы донесите до людей, что это за «Справедливая Россия».

Беседовал Александр Машкарин.

Продолжение следует

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Какие районы Пскова нуждаются в озеленении?
В опросе приняло участие 213 человек
Лента новостей