Мишель Уэльбек, «Платформа», издательство «Иностранная литература», М., 2006.
В минувшем 2006 году издательство «Иностранная литература» решила побаловать своих читателей переизданием лучших произведений современной мировой прозы, или как громко было заявлено на обложках этой серии «TheBestofИностранка». Среди опубликованных в этой серии значатся фамилии Артуто Перес Ривера, Йен Бэнкса и Фредерика Бегбедера. Не затерялся в такой компании и бестселлер Мишеля Уэльбека «Платформа», увидевшей свет в 2001 году.
На пороге нового тысячелетия в умах и сердцах людей витали тяжелые эсхатологические настроения. Многие всерьез верили, что XXIвек не дойдет до наших домов, а человечество погрузится в «гиену огненную». Накануне нового века и тысячелетия выпускалось множество фильмов и книг, лишающих своих зрителей и читателей всякой надежды, это был даже некий корпоративный стандарт для подобных творений. Свою версию этого «End of Days» для одного, конкретного человека, взятого под микроскоп писателя, нам и предлагает Уэльбек.
Повествование ведется от лица главного героя «Платформы» - Мишеля. Он работает в министерстве культуры, занимается тем, что составляет сметы для различного рода выставок. Все развлечения в жизни для Мишеля в том, что после работы он отправляется на пип-шоу, а по ночам переключает сто двадцать восемь каналов своего телевизора.
События романа застают героя в не самое лучшее для него время. Мишелю уже сорок лет, живет в Париже, и как он сам говорит о результате своего пребывания на Земле: «А что я произвел за сорок лет своего существования? Прямо скажем, немного. Я готовил информацию, обеспечивал доступ к ней и ее распространение; иногда еще занимался денежными трансфертами. Словом, работал в непроизводственной сфере. Без таких, как я, можно запросто обойтись».
К тому же отца Мишеля убивает брат его смуглокожей домработницы, которая сама родом из Северной Африки. Конечно, в современной Европе нет предубеждений перед выходцами из африканских стран, которые еще совсем недавно были колониями Франции. В Европе многие умы заражены бациллой политкорректности, но главный герой «Платформы» не из таких. Разум главного героя выдает следующий афоризм на смерть отца: «Существуют теории, будто человек становится по-настоящему взрослым со смертью своих родителей; я в это не верю - по-настоящему взрослым он не становится никогда». Не то, чтобы Мишель сильно любил своего отца и страдал без него, но смерть близких, зачастую, погружают всех знавших их в невеселые мысли: «Скоро уже и мой черед настанет».
Для того, чтобы развеяться и отдохнуть, Мишель берет отпуск на работе и покупает туристическую путевку в Таиланд. Его мало интересует Таиланд, как очаг древней культуры. Мишелю нужна релаксация иного свойства, массажистки из секс-салонов магнитом притягивают его, как и других мужчин из различных уголков мира, а история и культура страны в лучшем случае – на второе. Как ни странно именно в Таиланде главный герой находит свою единственную любовь - Валери. Девушке двадцать восемь лет, она красива и работает на престижной должности в туристическом бизнесе. Мишель описывает ее так: «Что-то угадывалось в ней такое, одновременно материнское и чуточку блядское – и то и другое, понятно, домысел; пока она была просто милой девушкой, приветливой, серьезной. Умненькой, кстати».
Расставшись с эротическими объятиями экзотичного рая, Валери и Мишель находят свой рай в «шалаше» современного Парижа. Жизнь вновь приобретает смысл для этих не молодых, но по-юношески влюбленных людей. Мысли писателя, транслируемые через образ Мишеля, каждый может примерить и на свою жизнь. Вам уже сорок, что у вас есть в этом мире, чем вы дорожите, о ком вспоминаете? «Когда настало время переезжать, я обнаружил, что не дорожу ни единой вещью в своей квартире. И нет, чтобы обрадоваться, ощутить эдакое опьянение независимостью, нет, я даже слегка испугался. Получалось, я за сорок лет не сумел привязаться ни к одному предмету. И было-то у меня всего-навсего два костюма, которые я носил поочередно. Ну, еще книги, само собой; но я мог запросто купить их снова, среди них не нашлось ни одной ценной или редкой. Я встречал на своем пути множество женщин; ни от одной у меня не сохранилось ни фотографии, ни письма. Не осталось у меня и своих собственных фотографий и никаких воспоминаний о том, как я выглядел в пятнадцать, двадцать или тридцать лет. Никаких особенных документов: все данные о моей личности легко умещались в картонную папку стандартного формата. Неправильно думать, будто каждый человек уникален и неповторим; я, например, не видел в себе никаких следов этой самой уникальности. Люди в большинстве случаев напрасно придают такое значение индивидуальным судьбам и характерам. Утверждение, что человеческая личность уникальна, не что иное, как возвышенный вздор. О своей жизни помнишь немногим более чем о некогда прочитанном романе, пишет где-то Шопенгауэр. Так оно и есть: немногим более».
Казалось бы, что может быть банальней, чем рассказывать о первой настоящей любви немолодых людей в самом романтичном городе на земле. Для таких историй существуют специальные издания, выпускающиеся в мягкой обложке. Хотя Уэльбек не был бы Ульбеком, если бы он оставил в произведении только любовную составляющую. В книге множество откровенных описаний порнографического свойства, к тому же автор наполняет свое произведение шокирующими подробностями о секс-туризме европейцев в странах третьего мира, пророческими рассуждениями об исламском мире и о современном Уэльбеку Париже, который, на самом деле, не выглядит, как поздравительная открытка с видом Эйфелевой башни.
Многие обвиняют Уэльбека в «политнекорректности» за эти эскапады в сторону ислама и за рассуждения, поощряющие секс-туризм. На поверку, все это оказывается двойным дном. Таиланд и развитие секс-туризма в странах третьего мира ни при чем и ислам ни при чем, много ли мы, европейцы, знаем о нем? А вот то, что мы делаем со своей жизнью, где наша душа и куда катится этот политкорректный мир? Роман Уэльбека рождает ощущение пустоты и безысходности. «Платформа» - это произведение, конечно, не уровня Сартра, но близкое по духу к творчеству мэтра экзистенциализма.
Со смертью единственной настоящей любви умирает и человек, которому уже некого любить, некому дарить свой внутренний мир. Значит, только любовь может быть настоящей? Это и не хорошо, и не плохо, это реальность, на этой платформе строится наша жизнь, а все остальное лишь бесплатное приложение к этому чувству.
Олег Николаев