В конце ноября в российский прокат вышел фильм Нигины Сайфуллаевой «Как меня зовут», в котором одну из главных ролей сыграла актриса родом из Пскова, студентка 4-го курса Школы-студии МХАТ Марина Васильева. Фильм уже получил высокие оценки критиков, пророчащих Марине большое актерское будущее. В своем самом первом интервью сверхновая кинозвезда рассказала корреспонденту Псковского агентства информации о «внутреннем ранении» и своей «расхожести», отрыве и сексе на «Казантипе», взаимоотношениях с родным отцом и отцом на экране, а также о том, как ей до сих пор не избавиться от образа своей героини.
Из Алупки в Сочи
- Фильм «Как меня зовут», в котором вы играете главную героиню, уже получил на «Кинотавре» приз «За легкое дыхание и художественную целостность». Скажите, когда вы читали сценарий, думали ли вы о том, что фильм будет иметь успех?
- Когда мы поехали на фестиваль «Кинотавр-2014», режиссер ленты Нигина Сайфуллаева сказала, что, конечно, круто, что нас туда взяли, и уже это очень значимо [в картине Марина Васильева играет 17-летнюю столичную студентку-отличницу Олю, которая вместе с подругой Сашей приезжает в Крым, чтобы познакомиться со своим биологически отцом. Уже на месте девушки решают поменяться местами ПАИ]. При этом она настраивала нас не надеяться на получение приза, чтобы потом не было разочарования.
А сам фильм изначально не был коммерческим проектом. Команда собиралась так: друзья позвали друзей. Естественно, все получали какую-то зарплату, но все равно все знакомые, все друзья. Одним словом, все болели за общее дело.
Нигина давно хотела сделать этот фильм. В течение двух лет она писала сценарий, представляла его на питчинге [презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых его финансировать - ПАИ] «Кинотавра». И за это время он сильно трансформировался, превратился из одной истории совершенно в другую.
- Эту вашу роль можно назвать дебютной?
- Да, это моя первая работа. Скажу больше: пока моя последняя, потому что я слишком избирательно отношусь к кино. Я не хочу, чтобы под некачественным проектом стояла моя фамилия. Хотя я понимаю, что есть и хорошее кино. Мне поступали предложения сыграть и в сериале, и в сиквеле, и полнометражном фильме, но это не то, что меня заинтересовало.
- Можно сказать, что вы «проснулись знаменитой»?
- Нет, вы что! Я не стала знаменитой. Конечно, мне все пишут, меня поздравляют друзья, родные, близкие. Говорят, что гордятся мной. Мне даже пишут те, с кем я уже очень давно не общаюсь.
- Вы сказали, что команда фильма формировалась из друзей. Вы тоже давно знакомы с Нигиной Сайфуллаевой?
- Нет, до съемок ни с Нигиной, ни с теми ребятами, с которыми мы потом работали, я не была знакома. Я пришла в первый день кастинга, вторая девушка Александра Бортич, которая исполняет роль Саши, в последний. Вообще, актрису на эту роль тяжело было найти: трудно сыграть то сумасшествие, которое присуще героине Саше. На самом деле, Нигина даже думала, что не найдет подходящую актрису.
Внутреннее ранение
- В одном из интервью режиссер говорит, что для того, чтобы сыграть ваши с Александрой роли, было необходимо «внутреннее ранение» актрис, которое «должно быть видно». И что, в первую очередь, на кастинге она разговаривала с приходившими на него девушками об их проблемах. Это действительно так?
- Нигина искала не актрису, а человека.
Моя история с кастингом на фильм «Как меня зовут» была такая: это все случилось после второго курса, у меня был агент, которая посылала меня на разные пробы, чтобы на меня, так сказать, посмотрели... А я, как всегда, серьезно относилась к учебе. Как так, прогулять лекцию или танец?! Никогда в жизни! Только в свободное время я пойду на кастинг! Но агент была настойчива. Она мне написала: «Марина. Проект хо-ро-ший. Обязательно-обязательно сходи!» Я тогда думала: «Окэй», схожу, чтобы ты от меня отстала».
Это были мои самые серьезные и самые первые пробы. Я пришла, сижу. Ко мне подходят и спрашивают: «У вас была какая-нибудь информация, вы что-нибудь читали?» «Нет, не читала», ответила я. «Ну, почитайте», сказали мне и дали какой-то листочек, в котором было описание персонажа Оли. Я успеваю пробежать глазами первые две строчки: «Оля такая забитая, скромная, тихая девочка. Живет она с мамой и отчимом, учится в высшей школе экономики». И тут выходит Нигина: «Вы на Олю?»
Я делаю удивленное лицо: «Я - Оля?!» Просто у меня не совсем ложилось в голове, что я забитая и зажатая.
Потом мы пробовали самые простые сцены. В итоге Нигина попросила меня задержаться, я и осталась. Когда всех девочек отпустили, меня попросили прочитать финальную сцену, где моя героиня признается папе, что это она его дочь, а не Саша... Я обвиняю его в том, что он меня не узнал и называю предателем... Как-то я это очень хорошо почувствовала, состояние своей героини.
На самом деле, режиссер после рассказала, что у них не было сомнений насчет меня. Нигина сразу решила, что я буду исполнять роль Оли.
- А что насчет «ранения», о котором расспрашивала всех режиссер? Какое оно у вас?
- Нас трое в семье. У меня есть еще младший и старший братья. У меня никогда не было плохих отношений с папой, но мне, наверное, не хватало его внимания. Я всегда была «маминой дочкой».
Несмотря на это, мне очень близка эта история. Не то, чтобы похожие отношения были у нас с папой... Хм, как бы правильно выразиться... В общем, всегда есть некая проблема во взаимоотношениях между дочкой и папой.
На самом деле оказалось, что у 90% девушек, которые приходили на кастинг, есть проблемы, есть то самое «ранение», которое искала Нигина.
Саша+Оля
- Вы говорите, что сперва не увидели себя в роли Оли. Но, как признавалась Нигина Сайфуллаева, для фильма «было бы не прагматично брать молодых девушек и заставлять их играть кого-то другого». Так насколько вы все-таки схожи по характеру со своей героиней?
- Многие замечают мою «расхожесть». В жизни я спокойная, с друзьями я раскованная, а на сцене границ не должно быть. Конечно, никто про себя не скажет, что он тихий, скромный и зажатый.
Когда я Нигине высказала недоумение по поводу проб на роль Оли, она сказала мне: «Ну, слушай, ты могла бы выбежать из моря голой, поцеловаться с первым встречным мужиком, а потом пойти протусоваться до ночи, упившись чем-то непонятным, и проснуться с кем-то неизвестным?» «Естественно, нет!» - ответила я. «Вот поэтому ты и не Саша», резюмировала она.
- Легко ли было играть с Александрой, которая, скорее всего, похожа на свою безбашенную героиню?
- Она просто, знаете, излучает Led Zeppelin и AC/DC... Когда я ее увидела она была с такими ободранными коленями, в обрезанных рваных джинсах, в растянутой майке. И тут я такая студентка МХАТа
- Мы когда встретились на парных пробах, Саша начала меня хватать за руки, щипать, щупать повсюду, облизывать. Я не знала, как на это реагировать, стояла вся красная и не могла ничего сделать. Я просто не знала, как люди себя ведут, оказавшись в подобных ситуациях. Но режиссер в итоге увидела то общение и ту эмоцию, которую и хотела передать в фильме. В ленте «Как тебя зовут» Саша всегда была готова растрясти Олю, подначить на какую-нибудь авантюру. Оля сама не пойдет, а с Сашей всегда заодно.
В результате, в процессе съемок мы так сдружились! Поймите, до начала съемок мы каждый день репетировали в течение двух месяцев - завтракали, обедали и ужинали вместе, а потом поехали в Крым.
- В фильме в какой-то момент бунтарка Саша становится скромницей, а скромница Оля бунтаркой
- Это происходит далеко не вдруг, в фильме подобное развитие событий четко обусловлено. Саша по фильму просто настолько включается в игру с подменой, что начинает питать по-настоящему сильные чувства к герою Константина Лавроненко, и Олю это начинает задевать.
Ее задевает то, что он не понимает, что его родная дочь воспитанная девочка, которая встает утром готовить суп, моет за собой посуду, а не «сорви-голова» Саша.
Повторюсь, это не вдруг, это накипело! Оказалось, что Оля на самом деле не такая тихоня. Ведь в любом человеке что-то живет... Когда обижают, люди-то по-разному на это реагируют. А Олю обидели... Она раньше не думала, но это очень тяжело - находиться в тени такого активного человека, как Саша
И папа, и Кирилл мальчик из Алупки все внимание уделяют ей
Я не Оля
- Вас и вашу напарницу по фильму критики называют «безусловно талантливыми». Вы согласны?
- Знаете, каждый год из театральных вузов выпускаются сотни «безусловно талантливых людей». Не знаю
Наверное, если люди говорят, то значит я безусловно талантлива (смеется)!
Вот, опять полезла из меня Оля! Мне очень тяжело говорить, что я актриса. Вот вы журналист. А я? А я актриса! Это всегда очень странно произносить
Не знаю, у меня мама парикмахер, она работает руками и ножницами. Папа у меня - столяр, художник по дереву, у него тоже куча своих инструментов. Старший брат с машинами возится, младший еще со школы был спортсменом, занимался футболом. А я читала стихи да пела песни, на праздниках «березки» всякие танцевала.
Мне очень сложно актерство назвать профессией
Но, тем не менее, у меня никогда не возникал вопрос, чем я буду заниматься. Наверное, мне всегда хотелось читать стихи и танцевать «березки».
- Вот вы сейчас сказали, что из вас «полезла Оля». Получается, что выходить из роли трудно? И все-таки у вас намного больше с Олей связано, чем хотелось бы?
- Я не отрицаю, что мне ничего играть в фильме «Как меня зовут» не пришлось. Я играла саму себя. Видимо, от того, что у нас был длинный репетиционный процесс, мы настолько свыклись с материалом, что ничего играть не пришлось. Жили - и все.
- В фильме много откровенных сцен. Трудно было это все технически исполнить?
- Вы знаете, я сейчас вдруг подумала о том, что мои родители пока не видели фильм...
На самом деле, я спокойно отношусь к таким сценам, потому что, повторюсь, у кого-то ножницы, токарные станки, стоматологические инструменты, а у меня голос, лицо, тело. Больше ничего нет, есть только я и мой талант, и все. Я считаю, что нужно этим пользоваться, тем более, если в фильме это не эротика ради эротики. Просто в фильме нет ничего необоснованного.
Тот отрыв, в который уходит Оля, мы ездили снимать специально на «Казантип». В фильме это не массовка, а реальные люди, которые отдыхали на фестивале. Мы были малой группой: оператор и его помощник, режиссер, я, актер, исполняющий роль Кирилла. Естественно, во время съемок мы привлекали много внимания: человек с камерой, который снимает сумасшедшую девушку. Нас пытались заснять на мобильные телефоны. «Не снимайте! Это нельзя снимать!» кричала режиссер. Помощники потом отслеживали, чтобы в сети не появилось какое-нибудь лишнее видео. Да, мы действительно выглядели эффектно: настолько «обдолбанных» (по виду) людей там действительно не было.
У нас не было никакого «дубль снято». Оператор Марк просто бегал с камерой, а я плясала, в то время как Кирилл меня пытался останавливать. В этот момент Нигина мне выкрикивала какие-то подсказки, когда я особенно заходилась в экстазе. Она обращала мое внимание, чтобы я не теряла камеру и следила за происходящим, а не сходила с ума.
Саму сцену секса мы сделали за два или три дубля, снимали ее одним планом.
Сначала мы все это «прошли» в одежде, а потом Нигина говорит: «Ну, давайте снимем». Естественно, все пошло немножко по-другому. Все было в сумбуре. Наверное, это зависело от атмосферы и от места. Еще эта музыка: «Бум-бум-бум». Никто и не понял, что мы сняли, но понятно было, что все это есть.
Кстати, когда шли съемки самого-самого секса, в какой-то момент Нигина видит, как в кадре лезет рука уборщицы, которая пытается убрать бутылку. Режиссер орет: «Положи бутылку на место!!!» Женщина быстро откидывает бутылку и резко отдергивает руку. Дело в том, что людей вообще происходящее нисколько не удивляло. Вокруг тоже все кричали, хлопали и улюлюкали: «У-у-у, давай-давай!»
Поскольку вокруг тебя творится этот ад, а ты в полном здравии и ничего не употреблял, то в какой-то момент действительно теряешь связь с реальность.
Когда мы уже все сняли и оделись, вдруг сзади ко мне подошел мужик, схватил и начал лапать. Я не знала, что мне делать: стояла и кричала. Нигана на этого мужика полезла с кулаками, а он говорит: «Да я же все видел, чего ты выделываешься!»
Это было самое первое, что мы сняли в кино, и мой самый первый опыт начался вот с таких сцен: отрыв на «Казантипе», секс и признание папе, что я его дочь. Это были эмоционально самые сложные моменты. Я очень сильно переживала, но Нигина поддерживала меня и как режиссер, и как друг. Все мне дали понять, что все получится.
На самом деле, в фильм вошло очень мало: сцен секса было больше.
Подмена
- Как вы думаете, почему ваша героиня попросила подругу «поменяться местами»? Чего именного она испугалась? В сцене, где Оля и Саша впервые видят отца, ваша героиня говорит: «Он страшный!»
- Оля выросла в Москве, у нее там мама, отчим. Она учится в школе экономики, знает, что такое Турция и Египет. А тут она приезжает в Алупку, видит мужика в грязной майке, который облизывает собаку. Для нее это шок. Она ожидала увидеть достойного мужчину, которого действительно могла выбрать ее мать, но видит неотесанного лохматого мужика. Естественно, она захотела вернуться домой.
- Как вы думаете, а мужчинам лента «Как меня зовут» будет понятна?
- Конечно, с уверенностью можно сказать, что это женское кино, но оно очень сильное впечатление производит и на мужчин, которые порой подходили и говорили «спасибо».
Кстати, изначально в сценарии было еще больше эротики и мата: тогда еще не вступили в силу законодательные запреты. Но продюсер Игорь Толстунов предложил убрать мат, он как будто что-то почувствовал
В итоге Нигина убрала все нецензурные выражения, и знаете, стало даже лучше для фильма. Также убрали слишком откровенные сцены: у зрителя теперь есть возможность додумать.
Мой папа еще не видел фильм. Но он мне рассказывал, как однажды утром застал на канале «Культура» отрывок. «Представляешь, я тут прихожу в семь утра на работу, включаю телевизор, а там ты с экрана говоришь: «А тебе никогда не хотелось познакомиться со своим отцом?» делился он со мной. Папа тогда не сразу понял, что происходит. Только потом до него дошло, что лента, в которой я снималась, представлена на «Кинотавре».
Уже после премьеры я звонила отцу в слезах, чтобы поделиться своими эмоциями, а он мне: «Я фильм не видел, но, мне кажется, что я в этом тоже участвовал». И это абсолютно точно!
Дебют во взрослой жизни
- Фильм, в котором вы сыграли, сравнивают с «Возвращением» Андрея Звягинцева. Видите ли вы сами какие-то сходства и различия?
- Я смотрела фильм Звягинцева. Мне кажется, что эти картины сравнивают только потому, что в них играет Константин Лавроненко. Кино-то другое.
- В рецензиях можно прочитать, что картина «Как тебя зовут» рассказывает про взросление. Скажите, а не чувствовали вы себя так же, когда в возрасте своей героини переехали в Москву из Пскова? Не стали так же отвязно взрослеть, как это делает в фильме Оля?
- Да, в 17 лет я уехала в Москву... В общем, такая штука: мама поддерживала меня в моем выборе стать актрисой, хотя у меня никогда не было выбора, допустим, стать психологом или актрисой, все само собой получилось. А папа просто принимал мои решения. И тут, мне кажется, для него было сюрпризом, он как бы вдруг узнал о моем решении поступать в театральное. Хотя папа хотел, чтобы я училась на историческом в Санкт-Петербурге. Да, мне нравится история, но это не то, чем я хотела бы заниматься!
Я уехала летом, в июне, и вернулась домой под Новый год, уже будучи студенткой МХАТа, сделала сюрприз родителям. Конечно, я повзрослела. Мне всегда легко было уезжать из дома, к примеру, на месяц, но я знала, что скоро вернусь обратно. А тут я уехала, и начался период слез: чуть что - я звонила маме. «Только попробуй вернись! Я тебе дам по первое число», настраивала меня мама». Она всегда как-то очень правильно мне «давала подзатыльники» на расстоянии, вразумляла и поддерживала. С папой тоже общались, но сдержано. Я, наверное, все еще была обижена на него: ведь когда я уезжала поступать, он меня не поддержал.
Кстати, когда мы досняли сцены на «Казантипе» это был мой день рождения, 2 августа, я в восемь утра позвонила папе вся в слезах. Я просто хотела сказать ему, что его люблю. Он сначала перепугался от столь раннего звонка, подумал, что у меня что-то случилось, думал, что я умираю (смеется). «Ну ты вообще!» только и смог вымолвить он из себя тогда.
Я просто поняла, что обижаться на кого-то бессмысленно, я поняла папу у него свои на тот момент были опасения. Конечно: едет родной ребенок в Москву из маленького провинциального городка стать актрисой, без денег и связей
В общем, я оказалась сильнее, чем папа мог про меня подумать.
- Фильм это история отношений с отцом или это, скорее, история обретения себя, история того, как подросток выясняет свое настоящее? И оправдан ли по-вашему открытый финал?
- Фильм про дебют во взрослой жизни. Вот приехали две московские малышки в Крым знакомиться с папой, а уехали, получив колоссальный опыт. И круто, что такое произошло, это должно было произойти. Конечно, очень печально, что так все получилось у Оли, что она испытала такое. Но мне кажется, это был незаменимый опыт.
Открытый финал это очень хорошо в фильме. Нет «моралите»: так поступай, так не поступай. Каждый что-то свое вынесет после просмотра. Изначально в сценарии был вообще другой финал, но при монтаже Нигина решилась на то, чтобы все изменить.
Шторм в названии
- Изначально фильм имел и другое название. Почему оно поменялось?
- Он назывался «Штормовое предупреждение». Как я говорила, Нигина два года жила с фильмом и его идеей, но изначально там была другая история, бурлили другие страсти. Но когда появились мы с Сашей и другие ребята, появился и другой сценарий.
Когда окончательно утвердили сценарий, то все стало ясно. Было бы неправильно: человек пойдет на фильм «Штормовое предупреждение», а увидит историю взросления девушки, какую-то ее личную драму. Понятно, что название не подходит.
Новое название «Как меня зовут?» предложила сценарист Люба Мульменко. «О, такое странное название!» подумали мы тогда.
Пока мы снимали картину, на «хлопушке» было написано «Штормовое предупреждение». В Крыму мы снимали в сентябре, в это время должна быть еще жара. И вдруг стало холодно, что было большим сюрпризом для всех. Как говорится, как корабль назовешь, так он и поплывет. Помню, в какой-то день был такой ветер, что невозможно было что-то сделать все летало, тучи, дождь. И тут Нигина не выдержала и закричала о том, как все это ей надоело. После этого на «хлопушке» появилась новая надпись: «Солнечный рай», но это уже не помогло.
Псков, или Другая история
- Вы учились в ППК, там есть театральная студия, вы занимались в ней?
- Да, я занималась в театральной студии. Мне очень нравилось. Там все и сформировалось. Собственно, и никакого выбора мне делать не пришлось!
- Псков для вас это уже «другая история»? Многое вас сейчас с ним связывает?
- Очень странно, но практически все мои близкие и друзья переехали в Санкт-Петербург.
В Пскове у меня остались родственники, остались братья. Все равно, наверное, я приезжаю не только к родным, но и в Псков. Мне всегда очень приятно, когда я слышу, что кто-то ездил в мой родной город. «О! Я тоже оттуда», сразу я отвечаю.
Недавно слушала историю на репетиции. Мой преподаватель Дмитрий Брусникин рассказывал, что будучи студентом ездил с гастролями в Псков. Как денег не было, как посылали девчонок однокурсниц занимать их у кого-то. Как воровали в магазинах. Я слушаю с восторгом, и потому что смешно, и потому что Псков! Я себе эти истории очень живописно представляю.
Там прошло мое детство. Мне всегда очень приятно просто гулять по городу. Город хранит мою историю. Я иду и вспоминаю: «Ой, а тут я целовалась в первый раз». Да и Псков сам по себе красивый невероятно.
- И последний вопрос: «как тебя зовут»?
- Как меня зовут? Сложный вопрос, очень сложный вопрос. Очень тяжело признаться себе, как тебя зовут на самом деле. Ведь я же хорошо себя знаю...
Беседовала ДАРЬЯ НИКИШИНА