Петр Оссовский. Его кисть воспевает Псково-Изборскую землю уже на протяжении полувека. Он побывал в разных местах России, но когда дошел до Пскова, то понял, что именно сюда направлял его зов предков. Неподдельная любовь художника к нашей земле привела Петра Оссовского в Старый Изборск. 2 февраля в конференц-зале гостиничного комплекса «Изборск» народный художник СССР, лауреат государственной премии СССР, действительный член Российской Академии художеств, почетный гражданин Пскова Петр Оссовский познакомил изборян и сотрудников музея-заповедника с проектом «Изборской палаты», открытие которой состоится в сентябре в восстановленном флигеле дома купца Анисимова. Не мог пройти мимо указа президента «Вся энергия, жизнь, творчество этого человека направлена на то, чтобы сохранить и воспеть культуру нашей земли», - с таких слов о Петре Оссовском начала традиционную «Изборскую пятницу» директор музея-заповедника «Изборск» Наталия Дубровская. Особое внимание, по ее словам, в юбилейный год неравнодушные сотрудники музея уделяют работе над музейными экспозициями, автором идеи одной из которой как раз и является Петр Оссовский. «Когда я спросил у руководства администрации Псковской области, что планируется сделать во флигеле дома купца Анисимова после реставрации, мне сказали - запасники для Псковского музея. Как? Запасники в музее регионального значения? Тогда я предложил сделать в этом флигеле роспись на Псково-Изборскую тему. Это была моя личная идея. Я подумал, что не могу пройти мимо указа президента о праздновании 1150-летия Изборска», - рассказал о зарождении идеи Петр Оссовский. В проекте «Изборской палаты», представленном внучкой художника, старшим научным сотрудником исторического отдела музея-заповедника «Изборск» Верой Оссовской, указано, что во флигеле дома купца Анисимова «предлагается создать духовно-нравственный центр, где будет размещен ряд росписей и литературных текстов, смысл которых в создании духовной атмосферы всей палаты и ее посетителей». «Вся экспозиция фресок, текстов и книг должна быть наполнена духом глубокой древности наших предков, которые располагали двумя мощными средствами воздействия на человека: живописью и словом», - говорит Петр Оссовский в своем проекте. Кого писать? После того, как Петр Оссовский решил расписать флигель дома купца Анисимова, встал вопрос: «Кого писать? Рюрика или Трувора? А, может быть, Довмонта или Александра Невского?» «И тут мне пришла идея написать образы двух великих людей русской истории и культуры, жизнь и деятельность которых связана с Псково-Изборской землей – святой равноапостольной княгини Ольги, принесшей на эту историческую землю православную веру и заложившей основу русской государственности, а также великого поэта, основателя русской словесности Александра Пушкина, поэзия которого обрела на Псковской земле глубоко национальный характер, пронизанный идеями православия», - пояснил концепцию своей идеи Петр Оссовский. Между ними находится полотно «Видение и явь Княгини Ольги», образно трактующее летописное предание о трёх лучах в небе, увиденных Ольгой над Довмонтовой кручей. Затем, по словам художника, тема расширилась, и на эскизах появились люди рыбацкой профессии, которой славится Псковщина, иноки, посланники православной веры и другие герои. Изображение старца Николая Гурьянова, который нес пасторскую службу на Талабских островах Псковского озера, молящейся женщины на фоне изображения Богоматери и Святителя Николая, композиция «Благовест», изображающая монаха-звонаря, символически исполняющего торжественный звон, немые звуки которого разносятся над Изборской крепостью, роспись «Набат», «Дорога к храму» - все это разместиться в нишах стен флигеля купца Анисимова. Без экскурсовода По Изборской палате можно будет ходить без экскурсовода, благодаря еще одной идее Петра Оссовского. В центре экспозиции будет находиться специально спроектированная художником крестообразная подставка с текстами псковского писателя Валентина Курбатова, обращенными к росписям на каждой стене. «Каждый сможет подойти, почитать текст и посмотреть роспись. Живопись – немое искусство, неговорящее, а слово, связанное с живописью, пробивает», - пояснил Петр Оссовский. Древнее величие и человеческая соразмерность «Палата должна гармонировать с архитектурной инфраструктурой Изборска, то есть быть небольших размеров, где идея человеческой соразмерности созвучна идее древнего величия», - такими словами завершает презентацию Петр Оссовский. «Осуществление этого проекта должно принести людям, приезжающим на эту землю и живущим на ней, поэзию слова и кисти, которые донесли до наших дней мощь, культуру и величие деяний людей далеких эпох, положенных на алтарь традиций, на которых всегда стояла русская земля. Описанные выше росписи посвящены духу великой древности, тогда как в следующем зале росписи отражают современный ландшафт и людей с историческими профессиями псковской земли: кузнечных дел мастеров и мастеров рыбной ловли, знаменитых на всю Россию. Замыкает экспозицию роспись «Посвящение Псковской иконе», мощные и яркие закаты, восполняющие недостаточную цветность сурового порубежного края», - говорит художник. «Ужасные слова» Петр Оссовский вышел из советской школы реализма. За 70 лет своей творческой деятельности в каждом музее Советского Союза он оставил по несколько своих полотен. Всего же по музеям бывшего СССР «разлетелось» почти полтысячи картин художника. «Я был так воспитан, что должен отвечать на духовные запросы общества. Сейчас реализм никому не нужен, но чувства абстракцией не заменишь, авангардом не заменишь, линией – точно не заменишь. Я уверен, что президенты и сами любят реализм, а пропагандируют другое из–за того, что заявили, что надо соответствовать современному миру. Это ужасные для меня слова! Надо не соответствовать, а сосуществовать. Мы должны жить своей культурой», - заключил Петр Оссовский. Илона Васильева