Итоги музыкальной неделиДжазовым джем-сейшеном с участием саксофониста Аркадия Галковского завершилась в день народного единства обширная музыкальная программа, рассчитанная на целую неделю и посвященная 50-летнему юбилею Псковского музыкального училища, являющегося сегодня составной частью областного колледжа искусств. Ко всем концертам и торжествам добавился и еще один радостный повод выпить шампанского - еще одним музеем в Пскове стало больше. А именно: на базе музыкального отделения в честь 50-летия музыкального образования на Псковщине открыли музей. Экспонаты, составившие коллекцию, пришли из личных архивов выпускников и преподавателей колледжа. В основе экспозиции фотографии 60-х годов, творческие работы, ценные документы, бланки государственных экзаменов, старые афиши, награды, грамоты и медали выпускников музыкального училища. Все эти вещи – живые свидетельства пройденного коллективом пути. Список ансамблей, так или иначе обязанных музучилищу своим рождением, впечатляет, и без пафоса здесь вряд ли можно обойтись, а к проблемам, которые удалось актуализировать в связи с юбилеем, еще не раз придется вернуться. Но тот факт, что фактически каждый псковский музыкант получил свои первые профессиональные навыки не где-нибудь, а именно в Пскове, позволяет говорить о псковской культуре в целом с большим уважением, чем это было бы, не прими в 1960-м году правительство исторического решения: создать в Пскове музыкальный техникум. Сегодня в афише музыкального отделения колледжа такие коллективы как академический хор Инны Суровицкой, оркестр народных инструментов Василия Андреева, ансамбль "Коробейники" под руководством Татьяны Поторочиной, ансамбль фаготов заслуженного работника культуры России Владимира Шевелькова, фольклорный ансамбль "Очелье" Вера Кагазежевой, квартет баянистов Анатолий Блинова. Лови сигналыВыставкой под достаточно предсказуемым, если не банальным названием: «Как это было» - псковские музейщики отметили 50-летие рождения псковского телевидения. Экспозиция, размещенная в трех стеклянных шкафах, что встречают посетителей музея-заповедника в фойе центрального здания, состоит преимущественно из черно-белых фотографий из архива, двух старинных телевизоров и личных вещей легендарного телеоператора Валентина Януса. Открыла выставку старший научный сотрудник исторического отдела Псковского музея-заповедника Светлана Громова, которая рассказала главным образом о том, каким образом те или иные документы и вещи попали в музейное собрание. Как летописец недавних событий, сотрудница поведала об истории создания на Псковщине собственного телецентра и о первом эфире на псковском телевидении. Премьерная телепередача состоялась в очередную годовщину Великого Октября, то есть 7 ноября 1960-го года в 19: 30. Тогда был показан фрагмент фильма о Пскове, после чего немногие телезрители увидели праздничный концерт. Оказывается, что начиная с 1954 года энтузиасты нового средства массовой информации, жившие на территории области, самостоятельно устанавливали самодельные антенны на крышах и ловили телесигналы из соседней Ленинградской области или Эстонии.Три стеклянных ящика вряд ли способны вместить всю историю псковского телецентра, однако присутствовавшие на открытии выставки ветераны псковской тележурналистики Клара Дыкленко и Валентнина Лагунина несколько «оживили» статичную картинку своими воспоминаниями. К примеру, диктор Клара Дыкленко эмоционально и красочно поведала о том, как однажды она получила выговор за то, что раньше времени надела на голову зимнюю шапку, после чего неожиданно попала в кадр. Исправлять оплошность в прямом эфире было поздно. Этот случай вошел в анналы местного телевещания, как и казус с рабочим-осветителем, который, зацепившись за провод, рухнул во время телепередачи на пол, причем абсолютно бесшумно, настолько важным было для него коллективное дело, так что помешать трансляции он не смог даже ценой своего здоровья. - Телевидение - это живое и очень азартное дело, поэтому люди, которые варились в этом соку, не могут его забыть. – Подчеркнула Клара Дыкленко. - Мне до сих пор снятся кошмары, что я не готова к эфиру, что у меня нет лица. – Призналась гостям музея-заповедника Клара Дыкленко, рассказывая о том, как тщательно она готовилась к каждому эфиру или записи.Ты сними, сними меня, фотограф«Окна настроения» - так остроумно и, главное, точно назвал свою персональную фотовыставку известный псковский фотохудожник Александр Земсков, открывая экспозицию в читальном зале Центральной городской библиотеки на Конной.Сорок черно-белых фотоснимков, включая два цветных, представили последние творческие достижения мастера, который постарался не утаить от публики ни одного нюанса своей рукотворной лаборатории по созданию запечатленных впечатлений. «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» - этот старый слоган всякого художника вполне применим и к Александру Земскову. Не только прекрасно, добавим мы, но и чудесно, необычно, оригинально, таинственно.Казалось бы, фотография, одно из самых технологичных, даже техничных современных искусств, которым, в принципе, способен овладеет всякий желающий: всего и делов-то, знай, лови кадр и жми на кнопку.Но тогда отчего у большинства получаются просто снимки, удел которых архив и тление, а у других, очень немногих, и в том числе у Александра Земскова – настоящие произведения искусства?Художник Илья Семен, выступая перед пришедшей на вернисаж публикой, объяснил этот феномен тем, что талант Земскова «не замутнен и вдохновенен». По мысли выступавшего, сегодня это редкое состояние успешно имитируется: либо нарядным кривлянием, либо пафосным бредом. У фотографа спросили: а бывает ли у фотографа такое состояние – вдохновение? Ведь прежде всего фотография – это верный расчет и долгое ожидание нужного момента, предельно точное попадание в сюжет. На что фотограф ответил: да, вдохновение есть, это - удача, потому что пойманный в объектив уникальный кадр и можно назвать вдохновением. То есть такой результат, о котором и сам художник не может уверенно сказать, как это получилось, как вышло, несмотря на многочасовую подготовку, долгие поиски и адское терпение.У Земскова кредо: либо ты творец, либо никто, и в своем искусстве он не ищет легких путей. Достаточно сказать, что он принципиально остается приверженцем пленочных фотоаппаратов и ручной «авторской» печати, что по нынешним временам совсем недешево. - Но я деньги на творчество не считаю, а считаю, что за удовольствие надо платить. – Сформулировал свое отношение к искусству фотографии Александр Земсков, отвечая на многочисленные вопросы публики, которая интересовалась, как ему удалось сделать тот или иной необычный кадр. - Я, конечно, использую разные объективы, чтобы поломать реальность, но специально ребусы не создаю. Мне интересно дождаться и поймать момент, а не создавать его в компьютере, как это делают сегодня «цифровики». – Рассказал зрителям фотохудожник, делясь некоторыми своими секретами, и поведал поучительную историю о том, что знал одного фотографа, который записывал свои наработки в особую тетрадь, а потом, когда овладел всеми приемами, сжег ее.- Мне такое отношение чуждо. – Пожал плечами фотограф Земсков. – Мои фотографии открыты для всех, и в принципе, любой профессионал способен увидеть, как именно сделано конкретное изображение. Именно в понимании трудоемкости задачи и эффектности результата – ценность каждого отпечатка и восторг и признание профессионалов.Подчеркнем, не кадра, а именно отпечатка, поскольку для фотохудожника красный свет лаборатории и работа с фотоувеличителем – своего рода священнодействие. Обычно этот таинственный процесс происходит ночью, и тогда фотограф, как влюбленный, не замечает часов. Влюбленный в светопись, в четкость линий и причудливую игру света и тени. Саша Донецкий