К моему удивлению количество музеев в Порхове на душу населения примерно такое же, как в культурной столице нашей необъятной Родины Петербурге. То есть Порховский краеведческий музей-то один, а вот филиалов у него много. Так, в городской крепости, по которой позже мы обязательно прогуляемся, есть целых два музея: один рассказывает о древнем Порхове, археологических находках, а второй о Порхове в годы Великой Отечественной войны. Ещё одна экспозиция, посвящённая барским усадьбам, разместилась в здании бывшего кинотеатра, ну а о крестьянском быте можно узнать, посетив выставочные залы в Доме ремёсел. Мы побывали в трёх из четырёх музеев и, честно признаюсь, сложно выбрать с чего начать рассказ. К слову, стоимость посещения любого из музеев всего 20 рублей.
Ладно, возьму за основу логику и начну с музея, где представлено всё самое древнее, связанное с Порховской землёй, который расположен в Крепости, хотя и посетили мы его последним. Оказывается, чтобы увидеть кость мамонта, не стоит отправляться за пределы Псковской области, а нужно ехать в Порхов. Фрагмент кости мамонта, который бродил в этих местах 15-20 тысяч лет назад, хранится в местном музее под стеклом. Сразу и не скажешь, что это кость, скорее её можно принять за белый булыжник. Ещё в музее хранятся два предмета, который принадлежали первобытным людям каменный топор и амулет медвежий клык.
Есть и несколько более поздних экспонатов, например, горшочек XIII века или свистулька петушок XIII-XIV веков. А ещё, говорят, что при раскопках на порховской земле нашли клад - целых два горшочка с золотом.
Посетив этот музей, вы также сможете узнать о том, что в Порхове был свой драмтеатр!!! Тут сохранились старые афиши, конечно, они совсем не похожи на современные. В порховском театре играли непростые актёры, например, выступала там учитель известной всем Фаины Раневской Павла Леонтьевна Вульф.
Ещё в музее мы узнали о порховском силаче-циркаче Николае Алексеевиче Быкове. Ходят легенды, что он был под два метра ростом и сильнее лошади. Родился он в 1892 году, а умер в 1932 году. Богатыря сразило воспаление лёгких, которое во времена не слишком продвинутой медицины переросло в туберкулёз.
Несмотря на то, что Порховская крепость была боевой и там при раскопках находили оружие, увидеть его в экспозиции сейчас невозможно. А виной тому, как ни банально звучит, российское законодательство. Оказывается, для экспонирования оружия музею нужна лицензия, а также специальные сейфы и шкафы. У Порховского музея пока всего этого нет, поэтому ему пришлось передать эти "опасные" ценности на хранение в Псковский музей-заповедник.
Поскольку в Порховском районе, образно говоря, дворянская усадьба на усадьбе, конечно же, в городе есть музей, в котором экспозиция посвящена именно им. Такой музей расположился в здании бывшего кинотеатра, рядом с которым (на противоположной стороне дороги), кстати, стоит первый в Псковской области памятник Александру Невскому.
В выставочном зале размещены подлинные предметы из усадеб. Несмотря на то, что ХХ век никак не способствовал сохранности дворянской мебели (революции, коллективизация, война), кое-что до наших дней всё же дошло. В основном это столы, стулья, шкафы. Работники музея рассказывают, что до Великой Отечественной войны экспонатов было гораздо больше, но при отступлении немцы прихватили с собой всё ценное.
Там можно увидеть письменный стол из имения Строгановых Волышово. За ним писал письма последний владелец усадьбы Сергей Александрович Строганов. Прямо над столом висит картина с изображением борзой собаки. Оказывается, Сергей Александрович был страстным охотником, собачником и лошадником. По некоторым данным, борзую, запечатлённую на картине, ему щенком подарила не кто-нибудь, а сама английская королева!
Есть в экспозиции и несколько шкафов, они тоже принадлежали Строгановым, но стояли в другой их усадьбе в Александрово. Там семейство в 1882 году построило больницу, которая в советское время стала госпиталем для инвалидов войны. Больничное здание сохранилось по сей день, дожил до наших дней и парк. Хранится в музее ещё несколько ваз из Волышово XIX века одна парковая, а одна обычная цветочная. Конечно, она сильно отличается от современных ваз: расписана яркими красками, огромная, судя по всему, рассчитанная не на одну-три розочки, а как минимум на штук 200-300.
Самый ценный экспонат этого музея нам увидеть не удалось, поскольку хранится он в сейфе за "семью замками". Речь идёт о печати рода Строгановых, которая сделана из ценного камня, пока правда не установлено точно из лазурита или из нефрита. На свет достают её только в исключительном случае, даже Русский музей экспонирует у себя только лишь фотографию этой печати.
Нельзя в выставочном зале пройти и мимо двух огромных зеркал в чёрных деревянных оправах. Одно зеркало (я имею ввиду само отражающее стекло, но не оправу) современное. Просто старинное разбилось и его заменили. А вот второе... Наверное, такое зеркало мечтала бы иметь у себя дома любая представительница прекрасного пола. Дело в том, что оно убирает лишние килограммы, конечно, не в прямом смысле, а только лишь визуально. Но всё равно, когда в него смотришься, настроение улучшается.
Недалеко от музея расположился Дом ремёсел и там тоже есть на что посмотреть. Как рассказала Наталья Степанова, это учреждение возникло 14 лет назад практически как антикризисный проект. В девяностых годах прошлого века (если, конечно, кто-то помнит), жители России тоже ощутили на себе "кризисные явления", не обошли они и Порховский район. Но там нашли выход: когда остро встал вопрос безработицы, при этом остались невостребованными мастера народных промыслов, возникла идея создать Дом ремёсел, который и объединил под своим крылом мастериц. Он стал местом, где умелицы изготавливают вещи на заказ, на продажу, поводят кружки для детей, мастер-классы для всех желающих. В Доме ремёсел мы словно оказались в русской горнице: в комнате топилась печь, а под окном сидели "три девицы" в народных костюмах (уж не знаю, всегда ли они в таком наряде на работу ходят или нам так повезло). Одна плела корзинку из болотных трав, вторая из прутьев, а третья обрабатывала бересту, из которой потом тоже должно было получиться что-то очень красивое и наверняка полезное в хозяйстве. Оказывается, тут можно не только приобрести что-либо сделанное мастерами, но и научиться делать разнообразные красивые штучки. Наверное, жители мегаполисов сильно удивятся расценкам: мастер-класс стоит ВСЕГО 70 рублей. Если же одного занятия не хватило, можно пройти 3-месячное обучение за 250 рублей.
Из дома ремёсел мы ушли не с пустыми руками. На память нам подарили дудочки из тростника. Честно говоря, в неумелых губах-руках они звучат так же "приятно", как и вувузелы на последнем Чемпионате мира по футболу.
Есть в Доме ремёсел и выставочный зал. Там больше всего, например, моё внимание привлекли два предмета: чудо-утюг и волшебная люлька.
Чудо-утюг это гладильный станок. Его сделали по заказу графа Строганова для больницы в селе Александрово. Чудесность этого агрегата заключается в том, что он может отгладить сразу 20 простыней, причём сделать это всего за 3 минуты. Честно, очень захотелось такой "утюжок" домой, но, вернувшись и окинув взглядом собственную квартиру, поняла, что сей гладильный инструмент займёт почти половину комнаты, которая в моей квартире считается большой.
А вот волшебная люлька это самая что ни на есть люлька для укачивания младенцев. Но работники музея утверждают, что каждая покачавшая её непременно забеременеет в скором времени. Не знаю насколько это правда, но Наталья Степанова "жалуется", что сотрудники Дома ремёсел "просто не вылезают из декретов". Молва о волшебной люльке разлетелась далеко за пределы Порхова и даже Псковской области. Сотрудники музея рассказывают, что девушки, женщины и семейные пары специально приезжают в Порхов качать люльку из самых разных регионов страны. Для "закрепления результата" советуют непременно искупаться в источнике в Никандровой пустыни, ну а потом сразу...
Продолжение следует...
Лена Лешкина.