XIX Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль ожидали в Пскове в 2012 году как с нетерпением, так и с большой тревогой, ведь основная театральная площадка региона - Пушкинский драмтеатр - на реконструкции. "Министр культуры Псковской области", как назвал Александра Голышева режиссёр Владимир Рецептер, решил развеять все опасения сразу, поэтому заверил ещё в 2011-ом фестивалю быть. А директор Псковского театра драмы Татьяна Комиссаровская сразу поправила: театр, конечно, поможет в организации фестиваля, но постановку не представит дома, мол, нет, ютимся, где принимают. Заезжие гастролёры в новом, бездомном, театральном сезоне нас тоже не балуют. Поэтому псковские театралы соскучились по драмам и с жадностью повалили на все спектакли.
"Бориска" на закуску
Началось всё с оперы. Столичный Центр оперного пения Галины Вишневской привёз в Пушкинские Горы произведение М. П. Мусоргского "Борис Годунов". Либретто оперы в четырёх частях, семи картинах Мусоргский создал на основе одноимённой трагедии А. С. Пушкина и "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина. Зал для этой постановки выбирали долго. Остановились на Научно-культурном центре музея-заповедника А. С. Пушкина "Михайловское". Для такого дела и оркестровую яму впервые за много лет открыли. Правда, поместились в ней музыканты, которых, между прочим, было почти 50, с большим трудом. "Было сложно, потому что яма маленькая, она не рассчитана на огромный состав. Тромбоны, которые нужно было бы засадить подальше вниз, пришлось посадить на сцену, поскольку они заняли бы половину ямы. Очень тяжело. Холод на улице, который чувствуется в яме, влияет и на настрой инструментов. Конечно, не обошлось без профессиональных трудностей. Но мы старались", - заверил дирижёр оркестра Ярослав Ткаленко.
Сразу же поразила всех собравшихся необычная конструкция на сцене большой крест с иконами. Неожиданно для всех в самый музыкальный пик краска на иконах исчезала и будто из воздуха появлялись певцы. "А у нас так давно делают", - улыбнулся заместитель директора Центра оперного пения Сергей Макряшин. Он рассказал, что художник-постановщик оперы Валерий Левенталь уже давно использует этот эффект. "Это такая театральная сетка, на неё нанесён красками рисунок, и при подаче света изнутри на актёров рисунок пропадает, поэтому изображение, которое внутри, проявляется", - отметил он и добавил, что этот эффект плотная работа режиссёра и художника. В общем, у них там, оказывается, такое давно практикуют, а псковичи сидели весь вечер с открытыми ртами.
Порадовала не только стилистика всего антуража, но и само пение артистов. Солисты Центра оперного пения Галины Вишневской - не гости на Пушкинском фестивале, а полноправные его участники. В прошлом году они дебютировали на фестивале и представили на суд зрителей оперу "Евгений Онегин". Но тогда взыскательные критики нашли в постановке немало промахов. На этот раз москвичам предстояло реабилитироваться. И сделали они это с большим успехом. Зал в течение 10 минут аплодировал стоя. Крики "Браво!" временами сменялись даже на свист. Особенно восторженно зрители фестиваля встречали Бориса Годунова (Руслан Розыев), Григория Отрепьева (Николай Карцев) и юродивого (Станислав Мостовой).
Годунов, действительно, получился, что надо: и пел замечательно, и сыграл неплохо. Самой сложной для него показалась сцена галлюцинаций в тереме, когда царю Борису мерещится погибший в Угличе царевич Дмитрий. Но в виновности своего персонажа в смерти ребёнка Руслан Розыев убеждён.
А вот Гришка Отрепьев некоторым присутствующим, как впрочем и мне, показался весьма симпатичным. После премьеры в Пушкинских Горах Николай Кравец, конечно, защищался, мол показать бунтаря приятным не собирался. "Он очень нервный, в нём вырывается такая энергия, которая не даёт ему покоя. Я думаю, у него нет угрызений совести, только жажда власти. У него есть такое врождённое безумие, которое постоянно прорывается и заставляет его подгонять под это свои расчёты, обстоятельства. Он будет грызть зубами, бежать, замахиваться ножом, прятаться. Что-то в нём не даёт ему покоя", - отметил оперный певец.
Узнали завсегдатаи Пушкинского фестиваля в обаятельной хозяйке корчмы Любови Молиной Ольгу Ларину, которая в прошлом году блистала на сцене Псковского драмтеатра. Артистка рассказала, что на этот раз Галина Вишневская, отправляя своих воспитанников на Псковщину, не благословляла их, а наказывала: "Спойте не хуже, чем дома". Они считают, вроде вышло, да и зритель доволен. Например, заместитель председателя Союза театральных деятелей России Геннадий Смирнов отметил, что Опера "Борис Годунов" в исполнении солистов Центра станет яркой победной страницей в истории Пушкинского фестиваля. "Сегодня был такой вечер, когда сам Александр Сергеевич Пушкин взошёл, устроился невинно между нами и сам заслушался", - польстил ребятам театровед. А вот режиссёр постановки Лидия Токарская призналась, без ошибок не обошлось и на этот раз, но их, похоже, не заметил зритель. "Некоторые мизансцены мы вынуждены были даже чуть-чуть изменить. Были технические накладки и много маленьких нюансов, которые, к сожалению, мы даже не успели отрепетировать. Поэтому по ходу спектакля всё исправляли", - сказала она после спектакля, оправдываясь, что и сцена не та, и времени не хватило.
И кто здесь покойничек?
Уже на сцене Большого концертного зала Псковской областной филармонии псковичей ждал сюрприз от петербуржцев: спектакль "Пушкин- Сальери- Моцарт" в исполнении лауреата Международных конкурсов камерного хора "Россика" и заслуженного артиста России, лауреата Национальной премии "Золотой Овен" Леонида Мозгового. Режиссёромпостановщиком является народный артист России Александр Сокуров, художественным руководителем и дирижёром - Валентина Копылова-Панченко. По её словам, идея постановки как знак памяти А. С. Пушкину родилась в Малом зале Филармонии им. Глинки несколько лет назад в беседах с академиком А. М. Панченко, хотя мысль объединить трагедию "Моцарт и Сальери" А. С. Пушкина с "Реквиемом" B. А. Моцарта и не нова. В новом проекте Леонид Мозговой "читает" трагедию А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери", а хор и солисты исполняют "Реквием" Моцарта.
Приветствуя гостей в Пскове, народный артист России Владимир Рецептер отметил: "В нашем фестивале есть оперный Пушкин, есть Пушкин театральный. Теперь появился и Пушкин филармонический, где актёр соединяет слово с музыкой".
Всё начинается с того, что торжественно, но печально сцену заполняют хористы "Россики", облачённые в чёрные траурные мантии. Затем Леонид Мозговой, эмоционально перевоплощаясь, предстаёт перед псковичами то завистливым и нервозным Сальери, то вдохновлённым и наивным Моцартом, то рассудительным Пушкиным. "Ты, Моцарт, не достоин сам себя! Ты, Моцарт, Бог!", - кричит Сальери на гения. Когда Леонид Мозговой доходит в чтении до того момента, где Моцарт презентует Сальери свой "Реквием", в "игру" вступает хор. И начинается жуткая, трагичная, невыносимая панихида по гениальности, участниками которой становимся и мы сами. Видимо по задумке Александра Сокурова, исполнители хаотично передвигаются по сцене, создавая ещё большую тревогу в сердцах зрителей. А дрожь при исполнении траурного произведения всё-таки пробежала: то ли от холода, то ли от осознания трагедии.
Ну, в общем, благодаря актёрскому мастерству Мозгового все снова осознали "Гений и злодейство - две вещи несовместные".
"Кукла тоже человек"
Честно признаюсь, долго сомневалась - идти ли на кукольный спектакль от белорусов или нет. Пошла и, как говорится, не проиграла. Мистификацию по мотивам повести Александра Пушкина и оперы Петра Чайковского "Пиковая дама" привёз на фестиваль Гродненский областной театр кукол (Белоруссия). Сценическая композиция и постановка белорусского режиссёра Олега Жюгжда, сценография Маргариты Сташулёнок.
Меня сразу предупреждают, начнётся всё с фойе, где, между прочим, школоты не пропихнуться. После третьего звонка к нам, действительно, вышел актёр театра Александр Енджеевский и, настоятельно рекомендуя вести себя потише, провёл ликбез по карточной игре "Фараон" или "Штосс", в которую режутся герои повести. Он сразу признался, игра не имеет никакой логики, но не уточнил, карточная ли. На самом деле и игра актёров в спектакле временами тоже не поддавалась ни одним привычным законам, но от того становилась только интереснее.
В спектакле причудливо и иронично переплетаются мотивы повести и оперы. Среди действующий лиц, как заявлено в программке, "Пушкин, Александр Сергеевич, солнце русской поэзии, Чайковский, Пётр Ильич, гений русской музыки, Фон Мекк, Надежда Филаретовна, добрый ангел Петра Ильича". Иными словами, поэт и композитор сами становятся героями спектакля, звучат отрывки из писем Пушкина и Чайковского. Лирические отступления тесно связаны с действием и обнаруживают мистическую взаимосвязь биографий и произведений. В постановке также использована музыка Гаэтано Доницетти.
Здесь нет пафоса, как, например, в столичных представлениях. Зато чувствуется безграничная любовь актёров к своим подопечным куклам. Мастера своего дела используют разные техники, в том числе и игру теней. Белорусские артисты выступают не в роли кукловодов: они сами играют главные роли в спектакле, общаются со своими "игрушками", разговаривают с ними и даже танцуют. Динамика потрясающая. Они ни на минуту не дают зрителям отвлечься. Как истинные дети, актёры играют со своими "братьями меньшими", используя при этом различные предметы, которые попадаются под руку: ящики письменного стола, предметы гардероба, книги.
"Тройка, семёрка, туз", - навязчиво звучит на протяжении всего спектакля. "Главное, не обдёрнись! (то есть, не ошибись, вытащив другую карту)", - обращается графиня Анна Фёдотовна (Лариса Микулич) к Германну (Дмитрий Гайдель). Круговерть из карт, кукол, предметов интерьера завершается сумасшествием: Германн, всё-таки обдёрнувшись, попадает в сумасшедший дом.
Теперь понятно, что спектакль "Пиковая дама" Гродненского областного театра кукол неслучайно участник многих международных театральных фестивалей. Он получил Гран-при IX Международного фестиваля театров кукол Spectaculo Interese (Чехия), стал лауреатом VI Международного фестиваля театров кукол и анимационного кино для взрослых "Кукла тоже человек" (Варшава).
"Такое притягательное зло..."
Финальной точкой оперного Пушкина стало исполнение "Дон Жуан" В. А. Моцарта оркестром Государственного Эрмитажа "Санкт-Петербург Камерата", солистами оперных театров Санкт-Петербурга, Москвы, Национальной Оперы Эстонии. Собирали эту международную постановку по частям: солистов позаимствовали в Мариинке и Большом театре, оркестр у питерского Эрмитажа. Исполнительница партии Донны Эльвиры прима Национальной оперы Эстонии Хели Вескус. Именно она должна была предстать в роли Кармен в планируемой январской постановке оперы на псковской сцене в 2011 году.
Репетировали в основном в Петербурге. На псковской сцене удалось перед концертом постоять лишь 1,5 часа. Но, по словам руководителя Симфонического оркестра Псковской областной филармонии, дирижёра постановки Геннадия Чернова, и этого хватило. "Такой замечательный состав солистов удалось, к сожалению, собрать в Пскове лишь на один день. Заполучить их на три дня никак не удалось, поскольку они очень востребованные люди", - отметил он, добавив, что одни исполнители только с концерта, а другие уже на следующий день отправляются на гастроли.
Опера в двух действиях прозвучала в концертном исполнении, поэтому ни пышных красочных костюмов, ни эмоциональных действий псковичи, естественно, не увидели: лишь чёрные фраки, белые рубашки и серые платья в пол. Либретто Лоренцо да Понте основано на сюжете о "Каменном госте", потому постановка и приурочена к Пушкинскому фестивалю.
Об образе Дон Жуана заспорили и сами артисты. Исполнитель главной роли Вадим Кравец (Мариинский театр) признался, что он, конечно, злодей, но очень обаятельный. "Такое притягательное зло", - уточнил оперный певец. Ему тут же возразил Фёдор Кузнецов (Мариинский театр), который в этот вечер играл сразу две роли Командора и Мазетто: "Почему это зло?" Вадим не смог придумать ничего остроумнее, как сказать, что Дон Жуан обманывал женщин и убивал из-за них пожилых людей. "А женщины нас тоже обманывают", - обиженно парировал Командор.
И всё-таки все пришли к выводу, что Дон Жуан это женская мечта. "Надо по залу проверить, если женщин было много, значит, они ему симпатизируют", - не унимался Фёдор Кузнецов.
А женщин в этот вечер, действительно, было немало. Одна из представительниц прекрасного пола, театровед из Санкт-Петербурга Анна Константинова, поблагодарив певцов за исполнение, отметила, что они подарили псковичам "чистое и темпераментное исполнение прекрасной музыки".
Вадим Кравец в роли Дон Жуана был просто великолепен, не уступал ему и его верный слуга (по произведению, конечно) Лепорелло, которого сыграл солист Большого театра Пётр Мигунов. Очаровали всех и сдержанная основательная эстонка Хели Вескус, и эмоциональная кокетка Анастасия Калагина (Мариинский театр) в роли Церлины.
XIX Пушкинский фестиваль подошёл к концу. Вышло так, что у меня Пушкин получился какой-то оперный, и совсем не театральный. Александр Голышев дал нам слово, что XX пройдёт непременно на сцене обновлённого Пушкинского драмтеатра. "Хозяйка" театра Татьяна Комиссаровская обещала, артисты на юбилейный фестиваль приготовят что-нибудь этакое. Так что осталось немало времени, чтобы строители поторопились, а актёры покреативили к весне 2013-го.
Светлана Петрова, Псковское агентство информации.