Знакомую с детства фразу «…из всех искусств для нас важнейшим является кино», сказанную в беседе с Луначарским тогдашним «вождем мирового пролетариата» в 1922 году, следует признать до сих пор актуальной, если даже не пророческой в чем-то. Пусть сегодня это самое кино чаще всего ассоциируется не с походом в кинотеатр, а с просмотром телевизора. Увы, тем самым фраза стала даже злободневнее. Эти заметки не являются откликом на те или иные события последних недель, будь то Псков, Гдов или другие города России. Они складывались по крупицам где-то в подсознании на протяжении, как бы быть поточнее, последней четверти века. Хотя, в определенной мере, для того, чтобы переложить их на бумагу, за точку отсчета можно принять сентябрь этого года. И еще одна оговорка. Поскольку ни в области кино, ни в области психологии я не явлюсь профессионалом, так и быть, пусть это будут заметки дилетанта. Мир так устроен был всегда, что люди, а молодежь и подростки в особенности, брали кого-то в качестве образца для подражания. На вкус и цвет и здесь товарищей нет, но, рискну предположить, что за весьма редким, и, скорее, патологическим в основе своей исключением, за образец брались герои положительные: из жизни, из книг, из кино. И в дальнейшем люди с такой, подчеркну, положительной жизненной установкой либо совершали подвиги и оставались в памяти поколений, либо просто строили свою жизнь в соответствии с взятыми за образец нравственными ориентирами, будучи хорошими пекарями, моряками, художниками, - не в профессии суть. Априори соглашусь, да, сегодня предполагать, что в качестве образца для подражания современный старшеклассник выберет Павку Корчагина или главного героя кинокомедии «Карьера Димы Горина» весьма проблематично. Да и старшеклассницам хрестоматийные «Девчата» подойдут вряд ли. Что же предлагает им современное кино? Вариант для нее: она приезжает из провинции в столицу, попадает вместо рекламного агентства в публичный дом, потом устраивается гувернанткой к очередному миллионеру, жена у которого, понятное дело, стерва, дети брошены, - ну а дальше дело за малым. Вариант для него: или криминал, или борьба с криминалом героя-одиночки, которая по своей жестокости не уступает тому самому криминалу. Стоит ли удивляться тому, что еще лет десять назад по опросу в одной из московских школ весомый процент выпускников девушек считал возможной для себя «карьеру» проститутки, а почти столько же юношей готовы были связать себя с криминалом. Убежден: не важно, кем будет герой нужного сегодняшней молодежи кино - офицером, предпринимателем, врачом, специалистом в сфере информационных технологий или фермером, - он должен быть успешным благодаря своей умной голове и, по возможности, чистой совести. И это должно быть реальным, хотя бы в смысле уровня зарплат, качества жилья, и иных форм существования и не вызывать дополнительного раздражения у зрителя. Но если кино должно нести в себе личностные образцы, то все иное информационное пространство должно способствовать их появлению. Это, казалось бы, хрестоматийная вещь, но в чем принципиальная разница между тем, как начинается сегодня утро работающего человека и чем заканчивается его день, и как оно должно было бы быть. Он включает утром телевизор, а там катастрофы, насилие, страшилки. Он с этим пойдет на работу и с этим закончит день. А представьте себе, если бы она к чашечке утреннего кофе получала порцию позитивной информации о хороших событиях в жизни страны и, если бы этот позитив был и в ее жизни тоже?! Производительность труда, о сравнении которой с Европой так любят говорить в последнее время, росла бы быстрее, чем в Старом Свете. И несколько слов о жестокости и ее формах. Опять же убежден, опираясь, в том числе, и на те знания психологии, которые были получены мною во время учебы, что то, что под коркой, подсознательное, именно оно управляет нами в самые ответственные мгновения жизни. Но для того, чтобы это сработало в нужный момент, надо, чтобы оно заранее было туда положено. И не важно кем. Благо технологий, особенно современных, для этого предостаточно. Да, мир жестоким был всегда. С той лишь разницей, что в античном театре, к примеру, Медея, кроме всех других злодейств, убившая своих сыновей, делала это за сценой. Зритель этого не видел. Ему об этом сообщалось. И это принципиально, архи важно. Сегодня с экранов наших телевизоров пошагово рассказывается, как приготовиться к преступлению, а потом также пошагово показывается, как оно происходит, включая сцены насилия. Наши федеральные законодатели, когда принимали закон о цифрах ограничений по возрасту, неужели всерьез полагали, что семья, живущая впятером в однокомнатной квартире, после того, как появятся цифры 16+ ,будет выключать телевизор или выставлять детей за порог?! Не говоря уже о том времени, когда взрослых нет дома. Впрочем, кому, как не им, хорошо известно, что есть страны, которые эту проблему решают по-другому и весьма успешно. Еще раз напишу сегодня «убежден». Убежден, что руководство государства должно сформировать нынешним деятелям культуры, и прежде всего киноиндустрии, внятный социальный заказ: а каким оно хочет видеть современного своего гражданина, и, прежде всего, молодого, и что оно готово сделать для того, чтобы он смог себя реализовать и с пользой для себя, и во благо и славу Отечества. Поскольку верить в то, что показываемое сегодня, именно эти «образцы для подражания» и есть тот самый госзаказ, откровенно говоря, никак не хочется… Евгений Самуйлов