В субботу, 12 декабря, в Большом концертном зале Псковской областной филармонии состоится премьера романтической оперы Сергея Баневича "История Кая и Герды".
Иллюстрация с [ >>>
]
На состоявшейся накануне пресс-конференции главный дирижёр и музыкальный руководитель данного проекта Геннадий Чернов назвал это большой честью для Пскова. Он напомнил, что привозные декабрьские оперы уже стали для Псковской областной филармонии хорошей традицией, начавшейся три года назад с "Травиаты". На этот раз псковичи услышат современную музыку, которая получила признание не только у нас в стране, но и за рубежом.
"История Кая и Герды" была написана и впервые поставлена 30 лет назад и является одной из самых популярных современных опер, которая постоянно идёт в нескольких отечественных театрах. В Пскове её исполнит симфонический оркестр областной филармонии, академический хор Псковского областного колледжа искусств и солисты петербургских музыкальных театров. На репетициях им помогал советами сам автор Сергей Баневич, который очень надеется, что этот проект будет способствовать популяризации оперы "как очень экзотического жанра".
По словам композитора, заслуженного деятеля искусств России, автора семи опер, а также балетов, мюзиклов, оперетт и музыки к известным кинофильмам, в современной России постоянно увеличивается число людей, которые ни разу в жизни не были в опере. Даже в Санкт-Петербурге, утверждает он, утрачена традиция с младых ногтей приучать детей к классической музыке. И люди уже не растут вместе со знаменитой ёлкой из балета "Щелкунчик", объясняет Сергей Баневич. И она не вызывает у них сказочных воспоминаний детства, когда они становятся взрослыми, и им не осознать всю трагичность заключительного адажио из этого произведения, когда наступает их зрелость.
Некоторую надежду Баневича на то, что ситуация изменится, вызывают усилия нынешнего правительства и Государственной Думы по популяризации детских музыкальных спектаклей. У него сложилось впечатление, что власти предержащие стараются "как-то удержать молодую аудиторию" в музыкальных театрах, потому "если сегодня так, то завтра будет вообще никак".
Сам Сергей Баневич запомнил из своего первого похода на "Спящую красавицу" только то, как он сидел на барьере ложи и болтал ногами. Но он убеждён, что эта музыка всё равно прошла сквозь него, как рентген. Не зря же, говорит он, иностранцы, будто кенгуру, носят своих грудных детишек с собой к хранящимся в Эрмитаже великим полотнам. Вот так и благодаря классической музыке ребёнок воспитывается и развивается, даже если сознательно воспринимает всего лишь, как "белка песенки поёт да орешки всё грызёт".
Когда-то Сергею Баневичу сочувствовали, что он увлёкся сочинением музыки для детей, потому что это "не приносит ни славы, ни денег". Композитор и сам знает, что оперным солистам "выгоднее спеть "Богему", чем выглядывать из-за кулис каким-нибудь петушком". И ему искренне жаль певцов, которым приходится, как он говорит, ползать по сцене в пыли, изображая животных. Но он также верит, что его детские оперы несут добро, и их не сравнить ни с какими "Гарри Поттерами" и "Властелинами колец", которые, по его мнению, являются всего лишь изготовленными на продажу продуктами современной шоу-индустрии и призваны произвести впечатление сегодня, но нисколько не заботятся о том, каким их зритель станет завтра.
В "Истории Кая и Герды" Сергей Баневич призывает увидеть глубокий философский смысл. По его мнению, она удивительно современна. "Осколки Зеркала Зла угодили во многих, - говорит он, - Мир изменился. Люди перестали чувствовать запах живых роз".
- Эта музыка воспитывает только хорошее! горячо уверял журналистов исполнитель ролей Атаманши и одного из троллей Александр Подмешальский. Она абсолютно русская и настолько красива! Я убеждён, что ребёнок, который будет её слушать, уже никогда в жизни не сделает ничего плохого.
Много выступая на детских новогодних утренниках, Александр Подмешальский вообще заметил, что маленькие дети воспринимают классическую музыку гораздо с большим восторгом, чем взрослые. Как люди, ещё не разучившиеся нюхать розы.
Его коллега Александр Кузнецов, который поёт в этой опере партию Северного Оленя, утверждает, что благодаря таким произведениям опера сохраняется как "неумираемый жанр". По его мнению, опера сама по себе доказывает, что искусство нельзя делить на низкое и элитарное. "Попадая в ухо, эта музыка, - сказал он, - Может достучаться до каждого сердца, независимо от образованности и профессии".
Журналистам стало интересно, как Сергей Баневич мог писать музыку и для великолепного телеспектакля по Диккенсу, который всё ещё показывают иногда по каналу "Культура", и для сериала "Крот". "Бес попутал", - сознался он, объяснив, что за один такой сериал композитору платят в двадцать раз больше, чем за оперу. В то же время Сергей Баневич заметил, что является большим поклонником Эннио Морриконе и в кино стремится ему подражать, поскольку "подражание это плохо скрытое восхищение".
Кстати, Сергей Баневич нисколько не рад, что на телевидении появился отдельный канал "Культура" как бы рассчитанный только на "культурных" людей. Он считает, что культуру надо показывать и по другим каналам, чтобы она пронизывала иногда, как рентген, даже тех, кто считает себя оперо- и балетоненавистниками.
Ольга Миронович, Псковское агентство информации.