11-12 июня в Изборске состоялся фестиваль раннесредневековой культуры «Исаборг», в котором приняли участие члены всероссийской ассоциации раннесредневековьгх клубов «Гардарика». Из 17 российских клубов в реконструкции на Изборском фестивале было представлено 12.
Организатором фестиваля стал псковский клуб исторической реконструкции «Усадьба». Инициативу псковичей поддержал Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск», а спонсором выступил Псковский механический завод.
«Конечно, то, что фестиваль совпал с празднованием Дня России и проходил в канун 1145-летия со времени упоминания «Изборска» в летописи, случайностью назвать нельзя», - отметила пресс-секретарь музея-заповедника «Изборск Валентина Игнатьева. Ведь как заметил представитель клуба «Усадьба», кандидат исторических наук, Максим Колпаков, чаще подобные военно-исторические шоу проводятся к знаменательным датам и в исторически значимых местах.
Как рассказала Валентина Игнатьева, чувствовалось, что каждый из участников военизированного представления в образ средневекового воина вжился или «вошел». Называли они себя именами, присвоенными им в клубе, охотно делились с публикой «правилами игры». К примеру, Apr из московского «Ратобора», в котором он состоит почти 10 лет, сообщил, что существует целый свод правил, обязательных для членов всех клубов исторической реконструкции. «Однако, - сказал он, - главное - желание и умение жить интересами клуба, забывая о собственном «я»». Еля из «Аустервегера» («Восточный путь») - филиал московского клуба в Санкт-Петербурге, куда входит также и Иошкаролинский клуб, отметила, что у каждого объединения своя политика: кто-то специализируется на мастер-классах, кто-то на мастерских для детей, но всем выбранным специализациям предшествует большой и кропотливый труд. «Воссоздать подлинную, живую историю, невозможно без данных археологических раскопок и этнографических сведений, истории костюма и оружия. По крупицам собираем весь материал, а потом уже его используем», - отметила она. Опираясь на добытые сведения, реконструкторы живой истории своими руками возвращают вторую жизнь мечам, шлемам и кольчугам, своими руками шьют костюмы, кладут хлебные печи и создают предметы раннесредневекового рукоделья. По словам Валентины Игнатьевой, они не кокетничают, когда говорят, что умеют делать все, что умели делать их далекие предки в IX-XI веках. «Только так и можно прочувствовать на себе историю, уловить связь времен и поколений. И когда по старому городищу прогуливались Темыч и Шатана («Черный вепрь», Великий Новгород) - аланы-степняки, а варяжский дружинник Вольгаст («Ульвгард») по-хозяйски оглядывал открывающийся с городищенского мыса простор, нам уже все происходящее вокруг казалось самой настоящей реальностью. А ведь это искусство - преподнести прошлое, не исказив его», - подчеркнула Валентина Игнатьева. На Труворовом городище - первоначальном месте поселения славян-кривичей - появление пестрой воинской братии выглядело органично. Почти все пространство городищенской площадки заняли палатки с дымящимися возле них очагами, со столами, уставленными простой утварью. В чанах варилась похлебка, и кое-кто ее уже откушивал, приглашая все прибывающих и прибывающих гостей разделить трапезу. Тут же зазывали принять участие в метании копий, которые ловко отбивал, придерживая щит, один из сотни ладных удальцов.
«Жанр живой истории, направление правильное и перспективное. Пусть наше открытое мероприятие в Изборске носит популистский характер, пусть мы работаем на публику, но мы и нацеливаем ее на содержательное изучение истории и культуры России и сопредельных с нею регионов. Делаем то, что делать необходимо», - отметил Максим Колпаков (Токи), выбранный в этом году крайним (главным) в своем клубе.
По признанию участников фестиваля, Изборск - идеальное место для его проведения, как и Старая Ладога. Стоит подумать о том, чтобы он проводился здесь регулярно.