Обретенное время Итак, то, о чем так долго говорили губернские власти, свершилось. Шатер с венчающим его прапором выросли над осиротевшими стенами Покровской башни, возвратив Пскову утраченный 15 лет назад памятник. Ныне - вновь - с моста, да и с любой точки округи, открывается живописнейший вид, способный войти в любой открыточный рейтинг. А какие виды открываются со смотровой площадки на башне! Если верить очевидцам, фантастические. И это только первый этап реставрации. Второй, предполагающий так называемую «музеефикацию», должен завершиться к концу 2012-го года. Этот, разумеется, пока предварительный, проект в виде вращающегося макета был тоже представлен на презентации завершения первой очереди реконструкции Покровского комплекса.- Впечатления радостные! - прокомментировал свой подъем на верхотуру губернатор Андрей Турчак, спустившись со смотровой площадки на заснеженную землю. - Еще одна жемчужина Пскова обрела вторую жизнь. Символично, что произошло это 7 декабря, в день Святого Георгия. Ведь и на прапоре выкован он, святой Георгий. Теперь очень важен второй этап - музеефикация. В 2011-м году завершатся проектные работы. Затем проект пройдет экспертизу Минкульта. К концу 2012-го года мы должны окончательно сдать проект в эксплуатацию.Немного о выстроенном шатре. Это весьма материалоемкий объект. Шатер, на который ушло 45 венцов или 400 кубометров леса, в будущем еще просядет примерно на полметра. Однако конструктивные особенности шатра учитывают это неизбежное обстоятельство. По словам архитекторов, башне не страшна никакая буря. Так называемая «ряжевая конструкция», знакомая строителям древности, начиная примерно еще с объектов в третьем тысячелетии до нашей эры (так строили, например, на Кавказе), необыкновенно прочна и устойчива.- Чрезвычайно качественное сооружение, - вынес свою оценку один из экспертов ВООПИиК Лев Шлосберг.Презентация шатра, как по заказу, прошла при чудесной зимней погоде - было необыкновенно тепло для декабря и солнечно. Строители и чиновники, стоя рядом с макетом предварительного проектного предложения, рассказали журналистам о проекте и его реализации. Все, кто желал, мог попить горячего чая из настоящего (неэлектрического) самовара или выпить глинтвейна из чайника. А еще - подняться в башню и своими глазами осмотреть объект, который действительно производит необыкновенное впечатление.- Когда находишься внутри башни, то действительно чувствуешь имперскую мощь! Тут понимаешь, каков, оказывается, был средневековый Псков, каким потенциалом обладал, - поделился своими эмоциями писатель Валентин Курбатов. - Мне даже немного жалко, что внутреннее пространство будет заполнено экспозицией. Чего я боюсь, так это европеизации. Как случится эта европеизация, так нам и конец.Известный критик под «европеизацией» имел в виду «обмельчание», приведение к неким нормам европейской цивилизации.- Псковичи во время боевых действий использовали мощное химическое оружие средневековья - кипящий кал. Поляки, такие красивые, белые, расфуфыренные, недоумевали: разве так можно воевать? Это против всяких правил! - щедро поделился своими историческими познаниями с журналистами литератор Курбатов, между прочим, вспомнив и о знаменитой картине художника Яна Матейко «Стефан Баторий под Псковом» (1871-72 г.г.), на которой изображено, как псковичи встречают польского короля, а воевода Шуйский, стоя на коленях, подобострастно протягивает Баторию ключи от города.Несмотря на то, что картина знаменитого польского художника - яркий пример так называемой «фальсификации истории» («фальсификация» появилась, увы, далеко не сегодня), одна из идей грядущей музеефикации Покровской башни предполагает, что копия картины Матейко будет находиться в экспозиции башни. Как и другая картина, эскиз Карла Брюллова «Осада Пскова», представляющая взгляд на события как бы «с нашей стороны». Бездарная, надо признать, картина. Ну, может, потому, что эскиз. Увы, со времен Брюллова не нашлось художника, который изобразил бы те события с подобающим эффектом достоверности. «Громадью планов» - быть!Буквально сразу за презентацией вновь обретенной Покровской башни к нам пришла информация о том, что Всемирный банк профинансирует-таки реконструкцию объектов культурного наследия в Псковской области. По сообщению РИА «Новости», банк выделяет России кредит аж в 100 миллионов долларов для проведения работ по сохранению и поддержанию объектов культурного наследия. Вот так все это и называется. В пресс-релизе банка говорится, что «главная цель проекта - поддержка восстановления объектов культурного наследия в четырех регионах: Ленинградской, Псковской, Новгородской и Тверской областях. Реализация проекта поможет областям увеличить туристические потоки и в результате этого - повысить уровень социально-экономического развития». При этом общий объем финансирования по проекту поддержки культурного наследия в четырех регионах составит 250 миллионов долларов, потому что еще 150 миллионов выделит правительство Российской Федерации. Какая именно фантастическая сумма «перепадет» Псковской области, в пресс-релизе не сообщается, но ясно, что «планов громадье», о которых в последнее время вещали наши культуртрегеры (музеефикация Псковского Кремля и Покровского комплекса, создание пешеходного «Музейного квартала»), вроде бы превращается в реальность. По крайней мере, выделенные свыше деньги позволяют надеяться на то, что рано или поздно мы увидим не только «благотворительные акции» в сфере культуры, но и результаты каждодневной работы, в которой не сомневаются только работники областной филармонии. Рояль за пять с лишним миллионовПрезентация нового рояля состоялась в Большом концертном зале областной филармонии. Когда исполняющий обязанности начальника Государственного комитета по культуре Александр Голышев появился на сцене, где стоял новенький рояль, то первая его реакция была:-Ой! Какой он маленький.Скорее, можно сказать, что новый черный рояль «Steinway & Sons» (модель D-274) изящный. Купить именно этот инструмент посоветовал знаменитый пианист Денис Мацуев. Дело в том, что без приличного инструмента проведение ежегодного музыкального фестиваля «Крещендо» в концертном зале Псковской филармонии просто невозможно. Как и организация филармонических абонементов с известными исполнителями, которые раньше, быть может, (имеются в виду исполнители) и приехали бы в Псков, но не сумели по техническим причинам честно говоря, из-за рояля.Половину суммы за новый рояль в пять с лишним миллионов рублей оплатили неизвестные нам спонсоры (фамилии не оглашались), другая половина - прибыль от оперы «Псковитянка» (оказывается, есть и такая статья: сбор от билетов бюджетного мероприятия). Что ж, руководитель псковской культуры честно «обмыл» новый рояль шампанским и пожелал ему многих лет. Считается, что качественные инструменты живут по сто и более лет, а такого солидного инструмента в Пскове действительно никогда не было. Чешскому «Петров» не повезло, так, может, судьба «Стейнвея» будет удачней? Рояль заносили в зал филармонии буквально на плечах (так принято) три носильщика. Ровно неделю рояль, согласно правилам, простоит в зале, «приспосабливаясь к его условиям». После чего приедет из Москвы фирменный настройщик фирмы и, кроме самой настройки, даст мастер-класс местному настройщику. А уже 26 декабря пройдет публичная презентация рояля с участием лауреата международных конкурсов Петра Лаула, молодого, но чрезвычайно талантливого пианиста, рекомендованного самим мэтром Денисом Мацуевым.Саша Донецкий