«Ансамбль» - от французского ensemble (вместе). Вместе, всегда рядом, чувствуя дружескую поддержку и понимание - именно так учатся танцевать юные «солнышки». В свои 4-5 лет они могут и не знать французского, не уметь по-балетному выворачивать стопы, но небрежно относиться друг к другу просто не имеют права. Ведь ансамбль – это единый организм. И «Солнышко» таковым остается на протяжении практически 30 лет. Если быть точными, юбилей у коллектива 1 августа. Именно с этого числа в далеком 1982 году Ирина Белотелова – организатор и бессменный руководитель «Образцового детского коллектива» хореографического ансамбля «Солнышко» - приступила к работе в тогда еще Доме пионеров. За эти годы не одно поколение юных псковичей истоптало на сцене по три пары «железных сапог» и преломило в совместных поездках по три «железных каравая». А уж «посохов-то» сколько было изломано – виртуально, подчеркиваю! – и не сосчитаешь. Хотя с математикой у Ирины Владимировны особых проблем никогда не было. Любовь к точным наукам, как и педагогический талант, она унаследовала от матери – Надежды Иосифовны Ласкиной, учителя математики. Что же касается хореографических способностей – не иначе как от Бога, а еще терпение и бесконечный труд. С 8 утра и до 10 вечера. Каждый день. Такая вот «несказочная» сказка. - Ирина Владимировна, каждый год к вам в ансамбль приходят все новые дети. Все они разные - со своими интересами, характерами, особенностями поведения. Но, тем не менее, на сцене коллектив показывает стабильно неплохие, можно даже сказать, очень хорошие результаты. Как вы этого добиваетесь? - Ансамбль, что в переводе с французского означает «вместе», должен работать как единый организм. Добиться этого достаточно сложно. Причем, сейчас сложнее, чем, например, 30 лет назад. Тогда были пионерские отряды, кружки – человек учился с раннего возраста жить в коллективе. Сейчас каждый хочет быть первым, быть непохожим на других. Поэтому создание коллектива единомышленников – процесс сложный. На решение этой задачи уходит много времени. Учим дружить – вот и все. - А еще «батманы» всевозможных форм и видов, «плие» и «ронды» у станка. Все – как у профессиональных артистов балета. И курс лекций по истории хореографии с обязательным посещением театров в Санкт-Петербурге. Это притом, что в концертной программе «солнышек» бальные танцы практически не встречаются, разве что в младших классах…В основном-то, по мотивам русских народных. Но все по порядку. - Младшие школьники чаще исполняют игровые или сюжетные танцы, построенные на основе народных мотивов. Народный юмор, во-первых, всем понятен, а, кроме того, он весьма забавный. Интересные мини-рассказы получаются. Танцы народов мира, в том числе и русские, исполняют ребята старших групп ансамбля, поскольку они уже могут более профессионально исполнить необходимые движения и трюки. Русские танцы, кстати, считаются одними из самых сложных. - Почему? Русский танец, в моем понимании, – это когда девушка как лебедь плывет, практически нет никаких движений - Это самый сложный танец. Если девушка «как лебедь плывет», значит, она занимается хореографией лет 7-8 лет. Самое сложное – передать свои эмоции, чувства, настроение в минимуме движений. - Ирина Владимировна, на ваш взгляд, насколько ребятам помогает теоретическая подготовка? Ведь каждый может посмотреть по телевизору балет, но это не значит, что он сможет точно также выступить на сцене. - Я надеюсь, что наши «солнышки» с детства и на всю жизнь станут ценителями балетного искусства и любителями прекрасного. Посмотрев балет, они могут оценить его постановку, изучить практическое исполнение. Ведь все основные движения остаются неизменными на протяжении уже более 3 сотен лет. Но самое главное, они видят, насколько эмоционально исполняются партии балетными артистами, какая идет самоотдача. - Скажите, бренд «Солнышко» появился сразу же после создания ансамбля или через какое-то время? - Нет, не сразу. Сперва наша танцевальная группа была лишь малой частью большого рабочего коллектива – ансамбля песни и танца. У нас был великолепный хор, был и оркестр, который сопровождал наши выступления. Но в итоге остались одни танцоры. И когда детки выступали, частенько слышались такие реплики: «Ой, смотрите, какие прекрасные дети, как солнышко взошло». И так, в общем-то, нас и начали называть «Солнышком». - Ирина Владимировна, в тот день, когда вы вообще задумались о создании танцевального коллектива, думали ли вы, что это получит такое развитие? - Обязательно, в юности все максималисты. Мы также думали, что мы впереди планеты всей, конечно. И работали – чтобы так и было! - И, видимо, толчок был дан достаточно мощный, потому что уже в скором времени «Солнышко» получило известность не только в Пскове и области, но и на Всероссийском уровне и даже на мировой сцене. - Определенной точкой отсчета можно считать победу ансамбля на конкурсе «Русский Олимп». Именно там мы познакомились с коллективами из разных городов России, увидели работу других педагогов и поняли, что та профессиональная подготовка, которую мы даем, она маловата. Вследствие чего при ансамбле «Солнышко» была создана хореографическая студия, которая призвана готовить исполнителей, танцоров для ансамбля. В студии ребята изучают несколько предметов: классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, современный танец и теоретический курс. После студии дети уже могут более профессионально исполнять те народные танцы, которые есть в концертной программе ансамбля. Кстати сказать, в программе у нас всегда были разные танцы – испанские, ирландские и, конечно же, русские. Но однажды, при подготовке поездки в Швецию и Финляндию нам предложили привезти программу, состоящую только из русских танцев. - И тогда пришлось срочно ее готовить? - Да, это оказалось достаточно сложно. Мы пользовались материалами экспедиций Санкт-Петербургской консерватории, которые собирались в Псковской области. Изучали материалы фольклорных коллективов, и даже сами несколько раз ездили по деревням – смотрели псковские танцы. На основе всего этого была создана программа «Псковский разгуляй». Специально для зарубежных поездок мы ее расширили, включив в программу танцы Севера и Юга России. Причем, нехарактерные для нашего региона танцы, например, казачью пляску, мы подготовили на основе приближенного к аутентичному материала. В этом нам помогли друзья и коллеги из кубанского ансамбля «Орленок». - То есть вы всюду стараетесь почерпнуть информацию? - Конечно. Разумеется, на фестивали мы приезжаем себя показать. Но и на других посмотреть тоже и предложить обменяться танцевальными номерами. Обычно это получается, если фестиваль длится достаточно долго. Или ребята отдыхают в оздоровительном лагере в течение целой смены. Тогда есть время, чтобы все изучить. Сейчас наша «голубая» мечта – дополнить программу ансамбля танцами народов Сибири. Они очень интересные, колоритные. - Осталось только выбрать какой-нибудь детский лагерь, который располагается на территории Сибири – и дело в шляпе! - Да (смеется). - Ирина Владимировна, из всех ваших интересных выездов, участия в конкурсах фестивалях, что именно вы могли бы отметить – как самое волнительное и памятное? - Каждому фестивалю отдана частичка своей жизни, энергии, любви. И каждый раз это очень большая подготовка и волнение. Конечно, на конкурсы за эти 30 лет выезжали разные дети. Если в 93-ем году это было поколение ребят, которые еще застали пионерию, на фестиваль во Францию (он проходил позднее) выезжали совсем другие дети. Другое дело, что результат обычно оказывался неизменно высоким. Например, на одном из последних фестивалей «Свет Рождественской звезды», который проходил в Хельсинки и Стокгольме, ребята получили Гран-при – наивысшую награду. - Как вам так удается готовить ребят, что не зависимости от того, какого они возраста, выступая на фестивалях и конкурсах, да просто – представляя концерты для своих мам и бабушек, они очень хорошо смотрятся на сцене, просто на «пятерку». Как вы их готовите? - На конкурс выезжают дети, которые уже несколько лет занимаются хореографией. Они знают, что это труд и это, во-первых, коллективное творчество. Выезд на конкурс – это далеко не первое выступление. - Совсем необкатанных вы на большую сцену не выпускаете? - Конечно, нет. Чтобы что-то показать, сначала это что-то нужно наработать. Сначала – техника и движения, а уж потом наша любовь к танцу должна передаться зрителю. - Но ведь и другие коллективы готовятся? - Наверно, это все-таки есть в ауре, которая присуща Пскову. Конкурсные жюри часто отмечают, в детях, которые приезжают из нашего региона, видна большая духовность. Наверно, все-таки потому что мы – псковские. - 30 лет – не за горами, готовится ли что-то к юбилею ансамбля? - Конечно, у нас будут большие концерты с новыми программами. Мы пригласим всех наших выпускников, которые когда-то были маленькими «солнышками», а сегодня сами приводят своих детей учиться танцевать. И приглашаем всех принять участие в нашем грандиозном празднике. - И, конечно же, принимайте поздравления. - Спасибо! Напомним, создатель и руководитель «Образцового детского коллектива» хореографического ансамбля «Солнышко», Заслуженный учитель России Ирина Белотелова - претендент на победу в номинации «Деятели культуры» премии «Status Media - 2011». Победа в этой номинации присуждается деятелям культуры и просвещения (поэтам, писателям, музыкантам, архитекторам, художникам, педагогам, журналистам, музейным работникам, библиотекарям), представителям творческих союзов, меценатам. Также в номинации «Деятели культуры» в этом году выдвинуты Заслуженный артист России, актер Псковского академического театра драмы им. А.С.Пушкина Виктор Яковлев и сотрудник Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск», руководитель проекта «Забытые крепости ХХ века» Алексей Старков. Ежегодная премия «Status Media» была учреждена в 2008 году Псковской Лентой Новостей для того, чтобы представить псковичам людей и организации, достигших больших успехов в экономической, политической, общественной, культурной и спортивной жизни региона. Она является первой подобной премией в регионе. Победители «Status Media-2011» будут выявлены в 11 номинациях. Определить лидеров в каждой из номинаций предстоит по итогам интернет-голосования. Кроме того, будет учитываться мнение экспертного сообщества. Проголосовать за наиболее достойную, с вашей точки зрения, кандидатуру вы можете уже сейчас, зайдя на страницу [ >>>
] Генеральный спонсор премии - ЗАО «Авто-Русь», официальный дилер «Шевроле» и «Опель». Официальный спонсор - Дизайн-центр «Красивая мебель», официальный дилер ателье мебели Mister Doors. Официальный партнер - Торгово-промышленная палата Псковской области. Премия «Status Media» проходит при поддержке администрации города Пскова.