18 января православные христиане отмечают Крещенский сочельник, который предваряет великий двунадесятый праздник Богоявления Господня. Как передаёт корреспондент ПАИ, в честь праздника в псковском храме Богоявления Господня Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий провёл божественную литургию с вечерней, а также обряд Великого освящения воды.
На фото: Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий ведёт божественную литургию.
После службы Митрополит Евсевий в своём обращении к прихожанам храма подчеркнул, что Креститель Иоанн готовил людей к принятию Спасителя мира, призывал их к покаянию. Он хотел, чтобы они не ходили по "кривизне дорог жизни", а искали свой прямой путь к Богу и вечному спасению. "Иоанн говорил нам, чтобы мы каялись, довольствовались своим трудом и тем, что получаем за него, не воровали и не обманывали друг друга, чтобы мы благодарили Бога за то, что имеем и можем иметь", - напомнил прихожанам Владыка.
На фото: освящение воды.
Как отметил в интервью корреспонденту ПАИ руководитель информационной службы Псковской епархии отец Андрей Таскаев, храм Богоявления Господня Митрополит Евсевий выбрал неслучайно. С момента его открытия, 9 декабря 2007 года, Владыка впервые провёл в нём службу. По словам отца А. Таскаева, храм Богоявления Господня – единственная церковь Богоявления XV века, которая сохранилась до нашего времени в Пскове. Она является шедевром зодчества того времени. Также он рассказал, что раньше эта церковь входила в равносторонний треугольник, сформированный из неё и двух других храмов на левом берегу Псковы. В праздник Крещения три крестных хода из этих храмов устремлялись к центру треугольника – к реке, где и проходил обряд водоосвящения.
На фото: Владыка Евсевий окропляет прихожан.
Канун Богоявления связан с событиями земной жизни Иисуса Христа. Когда Ему исполнился тридцатый год Его земной жизни, и по закону иудейскому в этом возрасте позволялось учительствовать и принимать сан священника, тогда наступило время явления Его народу Израильскому. Был глагол Божий к Иоанну, сроднику Пресвятой Девы, повелевая выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы "свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него".
Иоанн, внимая слову Божию, ходил по всей стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Послушать его проповедь выходила вся Иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах реки Иордан, исповедуя свои прегрешения. Церковное предание повествует, что Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Тогда на водах Иордана была явлена Троичность Бога: Иисус Христос крестился, Дух Святый в виде голубя спустился с небес, и раздался голос Отца: "Се Сын Мой Возлюбленный; в Нем Мое благоволение".
Праздничное освящение воды в сочельник и Крещение ведёт свое начало от традиции Церкви Иерусалимской, где уже в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан с водоосвящения в воспоминание Крещения Спасителя. Издревле и в Церкви Русской, подражая традиции Иерусалимской, совершается в дни навечерия и Богоявления торжественное водосвятие. Чинопоследование, по которому совершаются в храмах водосвятия, и благодать, подаваемая в эти дни воде, одни и те же, как в Крещенский сочельник, так и в праздник Богоявления.
Крещенскую воду именуют Великой святыней. Она обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. У православных существует благочестивый обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища, духовно очищая от воздействия бесовских сил, испрашивая благословения своему дому, помощи в благочестивой и богоугодной жизни.