«Мост» между... В пятницу на втором этаже торгового комплекса «ПИК 60» произошло сразу два события культурного свойства: во-первых, открылась новая галерея, названная организаторами незатейливо «Арт-холл», а, во-вторых, открылась премьерная фотовыставка новой галереи - «Мост», приуроченная ко Дню города Пскова.Представленная экспозиция - плод почти годового сотрудничества фотохудожников псковской студии «Lis» Игоря Соловьева и «Фабрики фотомгновений» из латвийского города Руйена во главе с Айгирсом Лапиньшем. В пространстве перехода между бутиками и большим залом по продаже электроники и разместился новый «Арт-холл», неофициальные кураторы которого, пиар-менеджеры торгового комплекса, позиционируют галерею в качестве самой посещаемой арт-площадки Пскова. Да-да, именно так, и на более скромный статус организаторы галереи вряд ли согласны. Хотя из выставочного оборудования в «Арт-холле», по крайней мере, пока, - всего лишь подвешенные на тросах блестящие трубки, к которым и цепляются в данном случае фотографии, впрочем, новоявленные «галеристы» убеждены, что при желании в галерее можно развесить и картины маслом. Главный аргумент в пользу «Арт-холла» - число потенциальных зрителей, которые посещают гипермаркет с целью покупки бытовой техники и модной одежды, в разы больше, чем тех редких ценителей прекрасного, которые выбираются в музей или в официально существующие в городе галереи. Таким образом, «спайка» искусства и торговли в 21-м веке способна нести искусство в массы, причем самые широкие, что вообще является генеральной тенденцией всего 20-го века. В этом смысле название первой выставки «Мост» весьма символично, ибо получается, что между рынком и искусством установилось более чем зримое соединение, к тому же искусство тоже продается.Что до собственно выставки, то она вряд ли станет откровением для ценителей актуальной светописи, как специально отметил Айгирс Лапиньш, экспозиция представлена преимущественно фотографиями в репортажном, информационном стиле, причем совместная с псковичами работа отнюдь не завершена, а продолжается, а значит, новые выставки фотостудии «Lis» и «Фабрики фотомгновений» впереди.Без приставки «и. о.»Театральный режиссер Юлия Мисикова наконец-то избавилась от приставки «и. о.» к своей должности директора Городского культурного центра. В пятницу, 15 июля, депутаты Псковской городской Думы на очередной сессии единогласно утвердили ее кандидатуру, так что официально период временного «исполнения обязанностей» закончился. За время своего «и.о.» статуса Юлия Мисикова, судя по прессе, дала немало интервью, в которых, - понятное дело, - старалась разъяснить читателям свои подходы к организации досуга псковичей, ведь ГКЦ - это не столько «очаг культуры», сколько именно досуговый центр. То есть слово «культура» понималось доморощенными культуртрегерами достаточно специфически, условно говоря, на уровне кружка кройки и шитья. Так вот, режиссер Юлия Мисикова с момента своего «и. о» всегда декларировала иные принципы работы с горожанами, вплоть до создания на базе ГКЦ собственного гастрольно-концертного отдела и даже театра юного зрителя. Депутаты Псковской городской Думы не спешили с утверждением режиссера из Москвы (до переезда в Псков г-жа Мисикова работала в институте имени Щукина), обижаясь за местные кадры, которые приезжее руководство города так или иначе квалифицировало как «некомпетентные», иначе, зачем было бы приглашать столичного специалиста?Между тем, внутри коллектива ГКЦ вызревал конфликт, языки пламени которого то и дело вырывались на страницы псковской прессы. Реорганизация «очага культуры» вызывала не только управленческий энтузиазм, но и вопросы к руководству города, в частности - к руководителям псковской культуры. В письме, подписанном работниками, недовольными грядущими переменами, задавался риторический вопрос: «А знают ли сотрудники управления культуры об уже имеющихся и работающих проектах и программах центра, читают ли они наши отчеты и планы, посещают ли мероприятия?»Была приведена в письме и любопытная статистика: оказывает, за 2010-й год в ГКЦ «было проведено 1069 мероприятий разного направления, которые посетили около 40 000 псковичей, из них 7 000 школьников».Работники, жалуясь, что все решения о дальнейшей судьбе ГКЦ принимаются у них за спиной, «как будто их это не касается», и традиционно апеллировали к авторитету губернатора Андрея Турчака и бонусом - к мнению общественности города.Вот эта апелляция к губернским властям - вообще, можно сказать, тренд нового времени, что легко интерпретировать как глубокое недоверие к чиновникам от культуры города Пскова.И все-таки, констатируя сии невеселые факты, мы бы поостереглись выдавать однозначные оценки: реорганизация на то и реорганизация, чтобы ломать старое, расчищать пространство для новых проектов, а под обломками, увы, всегда оказываются пострадавшие. В этой непростой ситуации своеобразной «проверкой на вшивость» руководства культуры Пскова наверняка станет празднование Дня города, афиша которого сверстана, но по которой трудно понять, есть у нынешних чиновников от культуры Пскова «креатифф», или его нет?Псков Саввы ЯмщиковаЗавтра, 19 июля, в 00.10 в эфире телеканала «Россия» вновь покажут документальный фильм «Числюсь по России. Памяти Саввы Ямщикова», сделанный через полгода после смерти «реставратора всея Руси».Понятно, что показ фильма приурочен к двухлетию ухода знаменитого искусствоведа и реставратора и страстного защитника русской старины, в том числе и псковской, а это значит, что мы вновь увидим на экране «как живого» «московского псковича», ярко и остро говорящего о сложной судьбе исторического Пскова. При этом, вряд ли кто сомневается, что проблемы, которые поднимал публицист Савва Ямщиков в своих книжках и многочисленных интервью, сегодня сгладились. Скорее, все-таки наоборот. И как же всем нам сейчас не хватает его взгляда, его оценки, его хлесткого слова.Интересно, что, обладая колоссальным авторитетом на всероссийском уровне, и, естественно, имея высокопоставленных врагов вроде бывшего министра культуры Михаила Швыдкого, Савва Ямщиков вызывал столь же противоречивую реакцию на «малой родине», в Пскове. Что и показало историческое голосование Псковской городской Думы по кандидатурам «почетных граждан Пскова», когда «спорная персона» Саввы Ямщикова не получила большинства.Иначе говоря, этот факт можно прочесть и так: народные избранники посчитали Ямщикова «самозванцем», «примазавшимся» к славе Пскова самолично, на свой страх и риск, без одобрительной санкции «отцов города».Действительно, Савва Ямщиков, путешествуя по России и за границами, постоянно пропагандировал Псков, можно сказать, продвигал и пиарил, но оценить эту безвозмездную, из чистого энтузиазма, деятельность во славу Пскова депутаты оказались не в силах - ведь Ямщиков не природный скобарь, и славить древний Псков и хулить псковских чиновников его никто не уполномочивал.То есть, в устах многих и многих уместен был вопрос: «Да кто он вообще такой? И какого рожна лезет не в свое дело?»Вот одно из возможных - психологических - объяснений, помогающих понять, почему все-таки псковские депутаты отказали Ямщикову в «псковском гражданстве».Возможно, ответить на этот мучительный вопрос поможет и фильм «Числюсь по России».Саша Донецкий