В Пушкинском театре готовится очередная пушкинская премьераАктерский дневник Когда-то кто-то из актеров изложил сюжет «Гамлета» одной фразой: «Мой дядя убил моего отца и женился на моей матери, - что мне делать? Быть или не быть?» Если попытаться так же сформулировать «Метель», получится что-то вроде: она решилась тайком от родителей обвенчаться с возлюбленным, но метель перепутала жениха, ее повенчали с другим, он сбежал, а через три года они встретились и были счастливы. Почему, откуда такое волнение, когда перечитываешь «Метель»? Казалось бы, мелодраматическая фантазия, так не бывает. И почему это волнение сродни молитвенному, когда вдруг ком в горле и нахлынувшая радость?.. Эскиз декораций к "Метели"Репетиции, как водится, перебрались из репетиционного зала на Малую сцену, потом на Большую, начинают обрастать элементами декораций, деталями костюмов, зазвучала музыка и – эскиз превращается в картину.Режиссер-постановщик Вадим Радун немногословен, почти замкнут, но чем-то все же поделился.- Вадим Иосифович, у вас есть какая-то личная история взаимоотношений с «Метелью»? - Не знаю. Может быть. Когда прочел в первый раз – а это случилось очень рано – был какой-то испуг. Хорошо помню этот испуг, потому что до сих пор его ощущаю. Вероятно, почувствовал угрозу, прежде всего, своей внутренней вседозволенности, тому, что сейчас назвал бы юношеским цинизмом. Испуг от того, что есть нечто высшее, серьезное, с чем не поспоришь. С другой стороны, всегда хотел и нес в себе надежду полюбить, влюбиться, и – влюблялся, почти как в «Метели», и это было очень красиво. А сейчас, с годами, еще больше хочется любви, может быть, и от некой творческой потребности поделиться нежностью, опытом. Не в поиске взаимности, а в потребности отдать частицу собственного опыта и в чувственной основе тоже. А в юности в душе метель – кружит, не дает разглядеть, что впереди и – бывает – легкомысленно ставит под венец, скрывая до поры, что с таинством шутки плохи. - И все же Бог привел их друг к другу. Почему? - Потому что они не пошли дальше и сами себя как бы приговорили, - и она, и он. Они прошли сквозь непослушание, но не разрушили в душе факт венчания. Они все равно несли, - открыли и бережно несли в себе сопричастность божественному, и Бог принял это как покаяние. Тут ведь есть ассоциации и с другими героями Пушкина, и ближе всех – Татьяна с ее «Но я другому отдана и буду век ему верна». Да, Александр Сергеевич при всей его первоначальной лихости размышлял очень серьезно над этим и, может быть, искал в какие-то периоды оправдание пороку, но приходил, несмотря ни на что, к единственно верному пути – раскаянью.Режиссер-постановщик Вадим Радун- А что вы называете юношеским цинизмом?- Когда все подвергается осмеянию, шутке, когда ничего не воспринимается всерьез – ни человеческая боль, ни человеческое страдание, ни человеческие обязательства, и самое главное – вера, как основа жизни. Все воспринимается как игрушка, как какая-то забава. Так совершается масса очень плохих дел, страшных дел. Они идут ворохом, и никто не придает им значения, потому что кажется, что все это как бы забудется. А готовить себя к Голгофе надо, наверное, как можно более в раннем возрасте. И я опять говорю о самоограничении как высшем проявлении человеческой разумности и совестливости, и – в конечном итоге – свободы. А у нас момент самоограничения возникает в момент кризиса финансового, всемирного...- Это уже не самоограничение. Есть разница между постом и вынужденным голодом.- Да, это внешнее. А вот духовное самоограничение, попытка сохранить в себе человека – очень дорогого стоит, но, к сожалению, может так и не стать основой. - Автор инсценировки – Василий Сигарев – ученик Николая Коляды, из числа самых ярких представителей «новой драмы», которых еще зовут «чернушниками». Почему выбрали именно его?- Но и выбор-то невелик… Прежде всего – подчеркиваю – это не инсценировка, а пьеса. Именно пьеса по мотивам, в которой меня многое устраивает, но далеко не все. Мне нравится, что грамотно выписаны диалоги, организован сюжет. Но есть и многословность. Я бы многое вернул от Пушкина, просто взял бы у Пушкина и вставил, во втором акте особенно. Я ставлю пьесу Сигарева по принципу поиска паузы, внутреннего монолога, зон молчания и оценок, я ставлю совершенно на других каких-то принципах, а сам Сигарев мне здесь как бы… Есть у него нашумевшая пьеса под названием «Пластилин», вот и его «Метель» для меня что-то вроде пластилина. Он путает много. Но вот он придумал эту девушку, подругу Марьи Гавриловны – К.И.Т., которая организует тайное венчание, и это мне понравилось, потому что она как бы несет в себе сквозное чувствование… - Каким вам сейчас видится образ спектакля, - по ощущениям, может быть, еще не до конца сформулированным?- Мне видится вся эта история пронизанной с одной стороны мистериальным, а с другой – ангельским, божественным каким-то светом и звуком, - в этом столкновении стихий и духовного величия, мне кажется, и есть образ, который надо искать. И если актеры будут в себе это нести – ощущение долга, благодарности за жизнь и обязанности прожить ее достойно – всё состоится. Вроде бы все пляшут, поют, смеются, любят, все возвращаются, побили французов… А вот это воздействие космоса, высшей силы на Бурмина, который чувствует, что он близок к тому, что ищет и пытается вернуть, близок к раскаянью, что оно где-то здесь, надо только оглядеться, всмотреться, - это очень важно, это уже человеческая зрелость, это – глубина человеческая. Мне хочется, чтобы мы все были чуть-чуть похожи на этих людей. Вообще, это полезная работа, причем, в плане самосовершенствования: и Александр Сергеевич и сама «Метель» – прекрасный препарат врачевания души.На репетиции "Метели"Пока остается только добавить, что художник спектакля – Валерий Мелещенков, роль Марьи Гавриловны репетируют Ольга Ковылина и Оксана Никонова, в роли Бурмина Роман Сердюков. В остальных ролях Надежда Чепайкина, Валентина Банакова, Сергей Попков, Эдуард Золотавин, Максим Плеханов и другие актеры. Спектакль включен в программу XVIВсероссийского Пушкинского Театрального фестиваля, премьера состоится 6 февраля, на другой после открытия день.Вик. ЯКОВЛЕВ