В Псковский музей-заповедник вернулись из Академии художеств (Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина) Санкт-Петербурга шесть полотен Евсея Моисеенко, которые принимали участие в выставке, посвящённой 100-летию этого художника.
Как сообщили Псковскому агентству информации в пресс-службе музея, три картины - «Старик», «Поле» и «В войну» - заново выставлены в основной экспозиции в картинной галерее дома Фан-дер-Флита на улице Некрасова, а три - «Обнажённая», «Пушкин» и «Натюрморт» - возвращены в запасники.
«Христианская цивилизация дала миру немало художников, но далеко не каждый из них сумел создать столь узнаваемый собственный стиль, - отметила заведующая отделом научно-фондовой работы, хранитель живописи Псковского музея-заповедника Ольга Васильева. Евсей Евсеевич Моисеенко тематически очень разнообразный художник, но какую бы тему он ни брал, мы всегда безошибочно можем определить, что это картина принадлежит его кисти».
Евсей Моисеенко родился в белорусском селе, в крестьянской семье. «Его отец умер ещё до рождения сына, поэтому огромную роль в становлении художника сыграл его дед Прокофий Наумович. По воспоминаниям Евсея Евсеевича, это был хоть и простой, но неординарный человек. Он умел видеть красоту и это благодаря ему будущий знаменитый художник осознал своё предназначение и решился учиться искусству в столице», - рассказала Ольга Васильева.
В собрании Псковского музея-заповедника есть картина под названием «Старик» из цикла «Детство», на которой, по словам хранителя живописи, по-видимому, изображён дед Евсея Моисеенко и «одновременно это обобщённый образ русского человека, который крепко стоит на своей земле и сам будто напитывается её живительными соками». «За плечами у него сцены повседневной крестьянской жизни, типичная русская природа. Эта картина написана в очень характерной для Евсея Моисеенко цветовой гамме серебристо-голубой, - объяснила Ольга Васильева. - Кроме того, она будто подёрнута белым туманом: то ли утренним туманом, то ли туманом времени».
Евсей Моисеенко начал учиться в Ленинградской академии художеств в 1936 году, в июле 1941-го ушёл добровольцем на фронт и почти сразу же попал в немецкий плен. Следующие три с половиной года он провёл в фашистском концлагере под Магдебургом, пока его не освободили американцы. Поэтому Великая Отечественная война стала одной из главных тем в его творчестве.
В галерее Псковского музея-заповедника можно увидеть картину Евсевия Моисеенко, которая называется «В войну». «На ней женщины, оставшиеся в тылу: молодые и старые, в белых платочках надежды и в чёрных траурных. На переднем плане согбенная фигура немолодой женщины в чёрном, которая закрывает руками лицо. Мы не видим её глаз, только руки, но эти руки ещё красноречивее: мы словно слышим её крик, даже вопль отчаяния, - рассказала Ольга Алексеева. Мы смотрим на смутно прописанные мужские лица позади женских силуэтов и понимаем, что это, наверное, и есть те мужчины, которых эти женщины не дождались с войны».
На картине «Поле», которая также представлена в доме Фан-дер-Флита, изображены женщины, отдыхающие после тяжёлого трудового дня. Об этой картине Ольга Васильева сказала: «Лирическая сценка непостижимым образом приобретает почти космическое звучание, потому что на переднем плане художник изобразил нехитрый крестьянский обед с крынкой молока, а в глубине картины закругляет землю таким образом, что все участники этой сцены оказываются песчинками мироздания и одновременно хозяевами своего Земного шара. А дорога, возле которой они расположились на отдых, уже не дорога, а уходящий за горизонт «светлый путь». Таким образом камерный сюжет наполняется глубоким философским смыслом».
Евсей Моисеенко окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (Академию художеств) в 1947 году, а уже в начале пятидесятых стал преподавателем этого же учебного заведения. Поэтому наряду с его произведениями в картинной галерее Псковского музея-заповедника можно увидеть картины его учеников - Мины Чичериной и Виталия Тюленина, а также картины заслуженного художника России Вячеслава Михайлова, которые он подарил псковичам после выставки «Осознанная реальность». По словам Ольги Алексеевой, каждый из них работал в собственной технике, но когда их полотна висят радом с полотнами Моисеенко, особенно заметно, что они переняли от своего учителя очень многое и, прежде всего, экспрессию.
Сам Евсей Евсеевич был учеником участника группы «Бубновый валет» Александра Осмёркина, о котором он вспоминал в своей книге «Мысли вслух». По словам хранителя живописи Псковского музея-заповедника, художник также рассказал в этой книге, почему главными темами в его искусстве стали Великая Отечественная война и Пушкин.
Одна из самых известных посвящённых Пушкину картин Моисеенко также хранится в Пскове. При её написании мастер использовал свой «фирменный» приём у него Пушкин-наездник как бы парит над землёй, что придаёт образу поэта дополнительную стремительность.
«Пушкин был любимым поэтом Евсевия Моисеенко, - подчёркнула Ольга Васильева. Знаменитые пушкинские строки «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» в полной мере отражают жизненную философию этого замечательного художника, который в своей книге написал: «Хорошо, когда есть возможность страдать о людях».
На картине, которая называется «Обнажённая» изображена супруга художника, его муза, друг и коллега, скульптор Валентина Рыбалко. Так же, как и он, она всю жизнь преподавала, только не в Академии художеств, а в Мухинском училище. Изучая эту работу, Ольга Васильева обнаружила, что если подсветить картины Евсея Моисеенко фонариком, то они начинают излучать серебристый свет. «Каким образом мастер этого достигал, непонятно это загадка художника», - заключила Ольга Анатольевна.