Святой великомученик Прокопий, память которого отмечается 21 июля, жил в Иерусалиме во времена императора Диоклетиана. Как сообщает calend.ru, Неаний (такое имя он получил при рождении) был гонителем христианства, но однажды увидел распятие и услышал голос Иисуса Христа. С тех пор он превратился в ревностного защитника христиан.
Его мать, узнав об этом, пришла к императору с жалобой на сына, отвернувшегося от языческих богов. Неания арестовали и бросили в тюрьму. Ночью в темницу пришел сам Иисус Христос и совершил таинство крещения, дав узнику новое имя Прокопий. Мученика подвергали многократным пыткам, заставляли отречься от веры, но он был непреклонен. Более того, многие язычники, видевшие страдания и стойкость Прокопия, обращались к Христу. В конце концов, император, отчаявшись добиться от мученика отречения от веры, приказал казнить его.
На Руси Прокопий был известен под именем Жнеца, или Жатвенника, поскольку с его именин начинали жать рожь. Приступая к работе, крестьяне обычно служили молебен в честь святого. После этого накрывали столы, устраивали угощения. На Прокопия было принято произносить различные заговоры, чтобы не уставала спина во время жатвы, не жалили осы. На Руси верили, что в этот день на полях появляется камаха (так называли червеца, насекомое-вредителя). Говорили, что она свивается в клубок, который катается по земле. Если такой клубок попадется человеку под ноги это предвещает ему благополучие на целый год.
С Прокопия начинает поспевать черника. Это считалось верной приметой того, что озимый хлеб готов к жатве. «Зреет черника идет жатва лихо», говорили крестьяне. По чернику обычно ходили дети, поскольку взрослые были заняты в поле. «В ягодный год дел невпроворот», такая поговорка появилась не зря. Собирать эту ягоду было делом не простым мешали комары. «Черника зреет под комариные песни», замечали люди. Между тем, чернику считали чудесной ягодой, обладающей поразительными целебными свойствами. Продолжали на Прокопия и заготавливать корма для скота. «На острую косу много сенокосу», приговаривали крестьяне, выходя в луга.