Сегодня, 20 июля, отмечается память святого великомученика Прокопия, который жил в Иерусалиме во времена императора Диоклетиана. Как сообщает calend.ru, отец Неания (такое имя получил будущий святой Прокопий при рождении) был христианином, но рано умер, поэтому отрока воспитывала мать язычница Феодосия. Получив прекрасное светское образование, он начал служить императору и быстро продвигался по службе. В 303 году, когда начались открытые гонения на христиан, Неания отправили в Александрию с заданием беспощадно истреблять приверженцев молодой религии. Однако в дороге с молодым человеком произошло чудо: он увидел распятие и услышал голос Иисуса Христа. С тех пор Неаний из гонителя христианства превратился в его ревностного защитника. Его мать, узнав об этом, сама пришла к императору с жалобой на сына, отвернувшегося от языческих богов.
Неания арестовали и бросили в тюрьму. Ночью в темницу пришел сам Иисус Христос и совершил таинство крещения, дав узнику новое имя Прокопий. Мученика подвергали многократным пыткам, заставляли отречься от веры, но он был непреклонен. Более того, многие язычники, видевшие страдания и стойкость Прокопия, обращались к Христу. В конце концов, император, отчаявшись добиться от мученика отречения от веры, приказал казнить его.
На Руси Прокопий был известен под именем Жнеца или Жатвенника, поскольку с его именин начинали жать рожь. Приступая к работе, крестьяне обычно служили молебен в честь святого, после этого накрывали столы, устраивали угощения. На Прокопия было принято произносить различные заговоры, например, чтобы не уставала спина во время жатвы: «Как ты, матушка-рожь, целый год шаталася, да не скудалася (не болела), так бы и мне рабу Божию, жать, да не скудаться». Существовал также заговор на то, чтобы не жалили осы: «Осы, осы, железные носы, не жгите меня, а я тебе, всех ос отец, дам пирога конец».
На Руси верили, что в этот день на полях появляется камаха (так называли червеца, насекомое-вредителя). Говорили, что она свивается в клубок, который катается по земле. Если такой клубок попадется человеку под ноги это предвещает ему благополучие на целый год. Поэтому на Прокопия многие специально выходили в поле поискать камаху.
С Прокопия начинает поспевать черника. Это считалось верной приметой того, что озимый хлеб готов к жатве. «Зреет черника идет жатва лихо», говорили крестьяне. По чернику обычно ходили дети, поскольку взрослые были заняты в поле. Чернику считали чуть ли не чудесной ягодой, обладающей поразительными целебными свойствами. Такое мнение подтверждается и современной медициной: считается, что особенно полезна черника для зрения; также ее нередко использовали при болезнях пищеварения, цинге, ревматизме и подагре. Продолжали на Прокопия и заготавливать корма для скота. «На острую косу много сенокосу», приговаривали крестьяне, выходя в луга.