21 сентября Русская Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы рождение Девы Марии в семье Иоакима и Анны. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, этот христианский праздник православной Церкви относится к числу двунадесятых. С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы матери Иисуса Христа не было событием случайным и обычным, так как ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества.
В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и в частности ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Согласно данному рассказу, у благочестивой семейной пары из Иерусалима Иоакима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву так как он "не создал потомства Израилю", то он удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что "Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире". После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима. "И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме", - говорится в Протоевангелии. После этого Анна зачала и когда "прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила". Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.
Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке на Востоке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского. О нём также упоминают св. Иоанн Златоуст, св. Епифан, св. Августин Блаженный. Палестинское предание гласит, что св. Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В нынешнюю службу праздника входят песни следующих песнописцев: святителя Андрея Критского (VII век) второй канон, преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) первый канон, Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) стихиры на стиховне, Анатолия, епископа Солунского (IX век) некоторые стихиры на литии, Стефана и Сергия Святоградцев (IX век) стихиры на Господи воззвах и некоторые на литии и стиховне, Иосифа Песнописца (IX век) канон на предпразднство.
Согласно преданию, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. На этом месте построен небольшой монастырь, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.