Потребовалось всего двадцать лет, чтобы «модернизировать» сознание нашего зрителя так, чтобы он окончательно перестал воспринимать все, что выходит за рамки развлекательных стандартов, типа «Дома-2». Речь идет о первом совместном кино-проекте союзного государства - фильме «Брестская крепость»*, который, увы, так и не стал кино-бестселлером региона. Спасибо, разве что, барыгам, которые двигают идею военно-патриотического воспитания в массы.Произведение получилось увесистым (в смысле бюджета), жестким и, в хорошем смысле, цепляющим за живое. Для тех же, кто мало знаком с историй Великой Отечественной войны, сообщу, что в основу сценария фильма легли подлинные факты обороны цитадели в первые дни нападения Германии на Советский Союз. К концу дня двадцать второго июня восьмитысячный гарнизон крепости (вместе с семьями офицеров) оказался в глубоком тылу противника, но не дрогнул, продолжая оказывать яростное сопротивление. Без пищи и воды (!), лишенные всякой связи с командованием, бойцы и офицеры больше месяца отбивали ожесточенные атаки противника, при этом веря, что помощь должна вот-вот подойти. Увы, но военная доктрина, принятая незадолго до войны, предполагала, что Красная Армия в случае конфликта будет вести бои на территории противника, но вышло как раз наоборот. Тем не менее, по некоторым источникам, одиночные выстрелы были слышны в районе крепости до конца октября 1941 года. К тому времени были уже заняты Минск и Киев, из последних сил держала оборону Одесса. Фашисты готовились маршировать по Красной площади, пытались рассмотреть в цейсовские бинокли Исакиевский собор, но Брестская крепость продолжала защищаться. Долгое время эта драма была вне сферы профессиональных интересов официальных летописцев сталинских побед, но благодаря писателю и публицисту Сергею Смирнову в середине 60-х прошлого столетия стала (наконец-то!) доказанным фактом истории. Погибших и чудом уцелевших героев наградили, и теперь, когда речь заходит о Великой Отечественной войне, то крепость и ее бессмертный гарнизон неизменно приводятся в качестве примера удивительного мужества и героизма. Первые дни обороны и легли в основу сценария. Отбросив новейшие кино-штампы на тему войны, сразу хочу сказать, что фильм, безусловно, отставляет неизгладимое впечатление. Если попытаться найти ему какие-то американские аналоги, то он сопоставим разве что с не менее эффектным «Перл-Харбором», где в одной из главных ролей снялся Бен Афлек. Голливудские стиль: почти половина из предлагаемого метража отводится на красивую любовь двух друзей-летчиков, соревнующихся в благородстве, и виды атоллов Тихого океана с воздуха. В наших условиях, когда секса в период развернутой индустриализации не было и в помине, а привычные и нам белорусские пейзажи вряд ли могли соперничать с красотой лагун, создатели «Брестской крепости» деликатно не стали педалировать отношения между киномехаником Колькой и продавщицей военторга. Минимум экранного времени было уделено и общим планам. В итоге фильм получился удивительно целомудренным и строгим. При этом в нем нет приевшийся «мыльной» слезливости - сцена, где офицер, чтобы не попасть в плен, сначала застреливает жену, а потом подносит к своему подбородку ТТ, занимает меньше минуты, но нерв тем не менее цепляет крепко. Отсутствуют в фильме и верноподданнические реверансы в сторону Русской православной церкви - идущие в атаку не крестятся на Устав гарнизонной и караульной службы, нет в нем и излишней натуралистичности, хотя некоторые сцены (расстрел бегущих людей у Холмских ворот) балансируются, что называется, на грани. Главное же отличие «БК» от американского патриотического продукта в особом умении снимать подобные кино, пришедшее к нам еще от советского кинематографа, когда у зрителя возникает неодолимое чувство сопричастности к происходящему. В Голливуде не так: сколько бы холостых патронов и снарядов не было изведено на съемочной площадке, всегда (даже при просмотре самых тяжелых сцен) остается ощущение, что кто-то невидимый все время повторяет тебе на ухо: - Не надо переживать, когда все корабли тонут, режиссер скомандует «Снято!», и вся массовка пойдет пить пиво.В случае с «Брестской крепости» все по-другому. Во главу режиссерского замысла был поставлен принцип максимальной правдивости, и лично я во время фильма несколько раз ловил себя на мысли, что раненая, например, в спину женщина (крупный план) даже после команды «Стоп!», уже не встанет - так и останется лежать, пока за ней не приедут санитары. Искренни и актеры, сбросившиеся с себя путы телевизионного гламурного стандарта. Так, Павел Деревянко, примелькавшийся на российском экране в роли городских сумасшедших, предельно убедителен в роли полкового комиссара Фомина. Андрей Мерзликин (лейтенант Андрей Кижеватов), который обычно играет героев-любовников, видится уже подлинно трагической фигурой, делающий нелегкий выбор между личным и нравственным долгом. Фактурны и убедительны другие действующие лица, что делает честь специалистам по кастингу. Как следствие, лента получилась удивительно честной и глубокой . Во всяком случае, этот кино-продукт не относится к кинематографическому поп-корну, типа того, что снял Н. Михалков в своей «УС-2». Но вот парадокс: полное отсутствие рекламы и каких-либо промоутерских акций свели сам факт его создания к рядовому событию.С другой стороны логика наших отечественных дистрибьютеров просчитывает легко: зачем волновать юного зрителя (по данным социологов именно эта часть общества охотнее всего посещает кино) свинцовыми мерзостями жизни? Тем более, что все показанное в фильме совсем не понарошку. Подумали и решили не пускать фильм широким экраном, что само по себе в год 65-летия годовщины со дня Победы выглядит злым курьезом, если не сказать больше. В этой связи нельзя не вспомнить писателя Валентина Курбатова, который не устает повторять, что ныне речь идет не столько о наших достижениях (с экономической точки зрения весьма сомнительных – Ю.М.), сколько о том, что сегодня представляет собой страна, теряющая в нелепых попытках модернизации остатки своей самоидентефикации.Юрий Моисеенко*Совместное производство Россия-Беларусь. Генеральный продюсер проекта Игорь Угольников, режиссер Александр Котт. В главных ролях: Александр Коршунов (майор Петр Гаврилов), Павел Деревянко (комиссар Ефим Фомин) и Андрей Мерзликин (лейтенант Андрей Кижеватов).