великие луки




Агентство недвижимости «Фонд Недвижимости» в городе Великие Луки!
  • Мы специализируемся на покупке, продаже и обмене квартир и комнат в городе Великие Луки.
  • Оказываем услуги срочного выкупа (поможем быстро продать квартиру или комнату).
  • Работаем с загородной недвижимостью (земельные участки и тд).
  • Заходите к нам на сайт агентства недвижимости в городе Великие Луки.
  • На нем представлена актуальная информация, в том числе свежие прайс-листы c реальной стоимостью.


  • ( 3292 дней 9 часов назад ) Псковская Лента Новостей

    В преддверии фестиваля раннесредневековой культуры «Хельга» Псковская Лента Новостей, являющаяся генеральным информационным партнером мероприятия, публикует серию материалов псковского историка Анатолия Александрова об истории викингов и их пришествии на Русь. Часть 1 >>> Часть 2 >>> Часть 3 Так, продираясь понемногу через дебри событий эпохи викингов в Европе и на Руси, мы подходим к 903 году, году первого надежного упоминания города Пскова в летописи. Есть, правда, упоминание Псковской летописи о том, что город Плесков-Псков был уже тогда, когда пришел Рюрик с братьями, то есть в 862 году, а когда и какими людьми был построен - сие летописцу неведомо. Сразу же должен огорчить любителей якобы исконного, эстонского названия Пскова - Pihkva - Пихква. А вот этого не было - новгородские грамоты дают название Плесков или Пльсков. Даже во время Второй мировой войны немецкие оккупанты называли город его старым, немного искаженным именем - Pleskau - Плескау, то есть, Плесков. Название происходит от имени речки Плесковы-Псковы, впадающей в реку Великую. Ее же имя происходит от общеславянского корня плес-, что означает прямое течение реки от одного изгиба до другого. И таких названий на плес- в славянском мире довольно много. Но вернемся к нашей летописи. Вот что она сообщает под 903 годом: «Игореви же взрастъшю [и возмужавшу] и хожаше по Олзе и слушаше его и приведоша ему жену от Плескова именем Олгу [десяти лет], и [и бе мудра, и смыслена и красна]; [от неяже родися сын Святослав]. Посем Игорь и Олег пристроиша вои многи и корабли безчислены». Это суммарный текст из нескольких списков летописей. Но еще один список вместо «от Плескова» пишет «от Изборска». И вот тут начинается самое интересное. Существует поздний, шестнадцатого века, источник - «Книга Степенная царского родословия» (КС), в которой подробнейшим образом описаны встреча и разговоры князя Игоря и Ольги, когда будущая княгиня перевозила своего будущего мужа через реку Великую в районе Выбут. Под все эти подробности в этом месте можно переехать на челне реку Великую туда и обратно несколько раз. По-видимому, в реальности все было экспрессивнее и короче. Предание, записанное в «Книге Степенной», сообщает, что во время встречи Игоря и Ольги последняя была «вельми юна сущи», что вполне может соответствовать возрасту в десять лет или около того. КС повествует о том, что в челне Игорь стал приставать к девице с «некие глаголы глумлением», которые и были отвергнуты. Но есть другой вариант, записанный в чисто литературной древнерусской повести о Петре и Февронии, когда Феврония, перевозя некого князя, прочитала его мысли и дала на них отповедь. Как полагают, прототипом Февронии, как раз и могла быть Ольга. Тогда все проще… и страшнее: Ольга просто прочитала мысли князя. И высказалась, что она по этому поводу думает. Отдельный вопрос - это место, где великий киевский князь Игорь охотился. Это отнюдь не окрестности Киева, а земли русского Северо-Запада. Охотиться Игорь мог только в своих владениях, - тех самых, что позднее отошли княгине Ольге. А до этого они принадлежали князю Игорю. А до того, по-видимому, жене Рюрика по имени Эфанда или Сфанда, матери Игоря. Намечается некая преемственность. Была ли жива к 903 году эта жена Рюрика - вопрос также отдельный, но не столь существенный. Скорее всего - нет. Итак, Ольга «была мудра, и сообразительна и красива»; первые два свойства были весьма нужны князю Игорю, поскольку в одном месте летописи есть сравнение Олега и Игоря: Игорь - храбр и мудр, а Олег - мудр и храбр. К тому же, по летописи - вещий! А такая характеристика дорогого стоит! Так что разница между Игорем и Олегом существенная. Что же до Ольги, то такие люди рождаются, может, раз в столетие, а, может, и раз в несколько столетий. Свои яркие впечатления от этого разговора Игорь явно рассказал Олегу. А тот…мудр!!! Да и сам Вещий. И он сразу понял, что лучшей жены для Игоря не найти. Мгновенно оценил блестящие перспективы для Руси, когда рядом с князем будет ясновидящая жена, которая мысли свободно читает… К тому же, своя - отец и мать ее - «от рода варяжского», отец - сподвижник Рюрика. По преданию, Олег сам, лично, отправился сватать Ольгу для Игоря. И уговорил, просватал… он же - мудр! К тому же, я думаю, что двое вещих быстро договорились друг с другом. Цена была стандартной и не очень высокой - все земли нынешнего русского Северо-Запада, Псковская и Новгородская, а также древний и богатый торговый город Ладога отходили в лен для кормления княгине Ольге. С этого момента она тут была хозяйкой. Возраст десять лет - для брака не помеха: по тогдашним обычаям на Руси, в Византии и в Европе о браке знатных людей договаривались родители, после чего жена подрастала до взрослого состояния уже при дворе своего мужа. Другой мир, другие обычаи. Вопрос о том, откуда родом княгиня Ольга - от Пскова или от Изборска можно объяснять по-разному. Начну с того, что в 903 году на месте псковского Крома было обычное небольшое славянское поселение, скорее всего, городище, каких по славянским землям были сотни и сотни. Этот населенный пункт был тогда известен только в ближайшей округе. Ничего особенного. Славянский стандарт. Название уже тогда, по-видимому, было то же - Плесков или Пльсков. И если в 903 году спросить человека из более отдаленных мест - где этот Плесков/Пльсков, тот недоуменно пожал бы плечами и сам спросил бы встречно: «А это что? А это где?» Так что привязки место рождения Ольги к Пскову в 903 году не получается. Вернемся к Изборску. Современный Изборск находится в 30 км от Пскова. С ним связаны легенды о пребывании там Трувора и самого Рюрика. Раннее Труворово городище раскопано полностью, но следов пребывания Трувора и его дружины там нет. Ну, нет там скандинавских вещей девятого века, как на Рюриковом городище под Новгородом. Ни одной вещи. Они появляются только в десятом веке, не раньше. К тому же, прослежено, что в 60-х годах это городище сгорает и потом долго стоит пустым. Ну и где там жить Трувору с его командой? А негде! Напрашивается крамольный вопрос: а тот ли это Изборск? Известный петербургский историк Д.А.Мачинский считал, что нет, не тот. Изборск князя Трувора должен был находиться в другом месте. Косвенно на его местоположение указывает то обстоятельство, что стремительно растущий к концу десятого века Плесков/Псков стал более заметным ориентиром, чем Изборск Трувора. Значит, они должны находиться где-то рядом, где-то в низовьях реки Великой. Уничтоженное карьером древнее городище на старице Великой близ Волженца, может, и подошло бы на роль Изборска-2, но его нет. К тому же его близкая к кругу форма не подходит на эту роль. Другое городище немного выше по течению у д. Покрутище было размыто течением реки Великой, и остатки его зафиксировал псковский археолог, вице-губернатор В.Н.Крейтон. Все материалы с этого городища своровали немецко-фашистские оккупанты, и где они - я не знаю. Итак, если значимость как ближайшего ориентира для ольгиной родины перешла от Изборска к Пскову, то нет ли в округе Пскова еще кандидатов на роль Изборска-2? Есть. Это городище Камно в 8 км от Пскова, справа от дороги на Изборск-Печоры. Это единственное городище, на котором есть слой со скандинавскими вещами девятого века - времени Рюрика, Трувора и Синеуса. Более того, раскопки разных лет показали, что в девятом веке городище испытывало расцвет, и жизнь на нем бурлила. Некоторые специалисты-историки считают, что это и есть непосредственный предшественник раннесредневекового Пскова. Как только в начале десятого века городище Камно прекращает свое существования, точно в это же время появляется раннесредневековый Псков с той же самой культурной направленностью. Раннесредневековый город - это административный и хозяйственный центр, где сидит княжеский наместник с дружиной, развивается ремесло и торговля, и находится этот центр на основной водной магистрали. В Пскове все это - с начала десятого века, а в Камно - с 60-х годов девятого и до начала десятого. Более того, абрисы площадок городищ Камно и Пскова очень близки - почти те же пропорции, только размер разный. Если попросту, то в начале десятого века (при княгине Ольге) власть переехала из Камно в Псков, а само Камно до этого - это и есть искомый Изборск-2, к которому, как ко всем известному городу, изначально и привязывалось место рождения Ольги в Выбутах. Легенда говорит, что близ Камно тоже были владения княгини Ольги. По берегам реки Каменки известны отдельные пункты и скопления сопок - высоких погребальных насыпей IX-X веков, которые соотносятся с ранней Русью. А княгиня Ольга - она же Ольга Рускаа! Русская, то есть принадлежащая к летописной Руси, говорившей тогда на одном из вариантов скандинавского языка. Helga - Хельга - так именует ее византийский император Константин, на приеме у которого она была в 946 году, так она именуется в написании греческой скорописью под ее портретом на фреске храма Софии Киевской. Но родилась и выросла она под Псковом, в районе Выбут, в земле местного племени кривичей. В условиях такого двуязычия дети одинаково хорошо говорят на обоих языках, без труда переходя с одного на другой, чему я был свидетелем в Швеции. Для домашних она - Хельга, для детей на улице - Ольга. На исторической родине княгини Ольги, в районе погоста Выбуты, у деревень Ерошиха и Ерусалимская, раскопано семь сопок с подобиями погребальных камер с сожжением умершего. Одна такая сопка раскопана в Ладоге. Это - южнодатский погребальный обряд, который практиковался в тех местах, откуда пришли к нам Рюрик и его братья. По гениальной догадке К.М.Плоткина, это могут быть захоронения родственников княгини Ольги, живших в этих местах. Часть этих курганов сохранилась и поныне. Когда Ольге было четырнадцать лет, происходит яркое и грозное событие - поход Олега и Игоря на Царьград, на Константинополь. Но это уже совсем другая история… Единственным ребенком Ольги и Игоря, известным нам по летописи, был ее сын Святослав. О времени его рождения есть разночтения: либо это 920 год, либо 927 год. С другой стороны, в сюжете с древлянской войной, когда маленький княжич первым бросил копье, и оно упало у ног коня. Святослав тогда был очень мал. Историк О.М. Рапов полагает, что у Ольги было два сына по имени Святослав: один родился в 920 году и умер во младенчестве, а другой родился в 927 году, что реально. Но древлянских войн было две: одна - самая известная - 945 года, а другая - менее известная - 913-914 годов. Так вот, малолетний Святослав, бросающий копье в древлян, и копье это упало «в ноги коневи» - это первая война 913-914 годов, поскольку ко второй войне другой Святослав был уже вполне взрослым человеком. Что касается упоминаемого в летописи брата Святослава по имени Улеб, христианина, то для исследователей непонятно - родной это брат, или сводный. По спискам летописи, у князя Игоря, кроме Ольги, были и другие жены, а, значит, от них тоже были дети. Но об этом, опять же, ничего не известно. А у нас, в Псковской земле, на родине княгини Ольги, сохранились предания о ней и ольгинская топонимика - названия мест и отдельных объектов в районе деревень Волженца и Выбут и в их окрестностях. К этой статье прилагается уточненная и дополненная карта выбутского микрорегиона с ольгинской топонимикой. Для увеличения нажмите на изображение Аннотация ниже: 1 – сельцо Покровское и Ольгин Монастырь 2 – Ольгинский Берег 3 – Ольгин ключ 4 – деревня Ольжино (Ольженец, Волженец) 5 - Ольгин Дворец 6 - Ольгины Сады* 7 - Ольгины Погреба* 8 - Ольгина Гора, место дома родителей Ольги 2 (городище не сохранилось) 9 - Ольгин Камень 1 близ Выбут 10 – «весь Выбутская» 11 - Ольгина Церковь 12 - Ольгина часовня 13 - место дома родителей Ольги 1 14 - Ольгин Камень 2 у д. Бабаево (ныне лежит у большого Ольгиного Камня) 15 - Ольгин Камень 3 (без знаков, лежит близ большого Ольгиного камня) 16 - Ольгин Камень 4 (большой Ольгин Камень, сохранилась его нижняя часть) 17 - место разрушенной кирпичной Ольгиной часовни 18 - деревня Паничьи Горки (Горки, Гора) 19 - Ольгин Камень 5 (памятный камень) 20 - Ольгины Слуды (протока) 21 - Ольгины Ворота или Ольгин Рукав (протока) 22 - деревня Ерусалимская 23 - деревня Пристань ----------- * номера 6 и 7 нанесены условно Многое (но далеко не все) из изложенного выше можно прочитать в моей книге: А.А. Александров «Во времена княгини Ольги». Псков, «Псковское возрождение», 2003. Книга есть в псковских библиотеках, а также выложена в Интернете и на нашем сайте, и вполне доступна. В книге 280 страниц и 4 цветных иллюстрации – несколько минут работы принтера. Впрочем, есть надежда переиздать ее в исправленном и расширенном виде. Анатолий Александров, Псков Один из лучших фестивалей раннесредневековой культуры - фестиваль военно-исторической реконструкции «Хельга» - пройдет в поселке Выбуты, на родине княгини Ольги, с 16 по 19 июля. Дни для посещения зрителями - 18 и 19 июля. Фестиваль, на который приезжают участники из разных городов России и из-за рубежа, традиционно проводится в июле, в Дни празднования города Пскова и чествования Великой княгини Ольги. Он посвящен воссозданию традиций, быта и духа раннего средневековья на территории Руси и Скандинавии. Основной целью фестиваля организаторы видят создание исторического «музея под открытым небом» и привлечение внимания общества к истории своей Родины. Фестиваль посвящен Великой княгине Ольге, которая сыграла ключевую роль в становлении государственности Руси. Фестиваль ранней средневековой культуры «Хельга» уникален тем, что, помимо основной боевой составляющей, огромное внимание уделено истории и этнографии, восстановлению быта и ремесел того времени. Участники фестиваля создают военный лагерь «эпохи викингов», за которым могут наблюдать посетители фестиваля. У посетителей фестиваля так же есть возможность ставить палаточный лагерь на специально приготовленной для этого территории. Для посетителей фестиваля это возможность прикоснуться к истории Руси и перенестись во времена правления великой княгини Ольги. Проводимые мастер-классы позволяют на собственном опыте понять, чем жили предки. Историчность места и воссозданный быт на территории фестиваля «Хельга» дают возможность полностью погрузиться в атмосферу раннего средневековья. Также есть возможность приобрести памятные сувениры, попробовать настоящую медовуху, отведать вкусной еды и научиться стрельбе из лука. На фестивале можно насладиться живой музыкой, уютно посидеть в одном из двух полевых ресторанов, покупаться в карьере с чистой водой. Участники фестиваля получают возможность обменяться опытом и поучаствовать в боевых поединках, а также на несколько дней полностью перенестись на территорию Руси и Скандинавии в IX-XI веков. Кроме того, есть возможность поучаствовать в бугуртах, метательном многоборье, лучном турнире, различных мастер-классах. Представительницы прекрасного пола могут поучаствовать в конкурсе «Великая княгиня Хельга». Также есть возможность заняться древним искусством торговли. ЭПИ «Псковская Лента Новостей» - генеральный информационный партнер фестиваля «Хельга» уже третий год подряд. Отметим, в этом году Псковская Лента Новостей отмечает свое 15-летие. В этот юбилейный год ведущий региональный интернет-портал запланировал для своих читателей и партнеров много приятных сюрпризов. Кроме того, ПЛН будет оказывать информационную поддержку в проведении наиболее интересных и социально значимых мероприятий.