...До этого единственный раз на концерте Юрия Шевчука я был в 2006 году. Стадион «Машиностроитель», 2 августа, повсеместно тельняшки... Думаю, мама тогда почти смирилась, что, возможно, больше никогда меня не увидит. Но в этот день в Псков приезжала группа ДДТ. ЮрьЮлианыч недавно выпустил альбом «Пропавший без вести». Честно сказать, альбом не самый сильный в дэдэтэшной истории, но заглавная песня смогла урвать себе эфирное время на «Муз ТВ», а композицию «В бой» иногда можно было услышать не только на «Нашем радио». Все это по тем временам был приличный успех для рок-группы.
С тех пор и того концерта прошло много времени, а сам Шевчук появился в Пскове только спустя 8 лет, когда Россию разрывает на части изнутри и снаружи. Есть в этом, согласитесь, какой-то символизм. Идет война в Чечне туда едет петь ДДТ. Бомбят Белград поет под бомбами никто иной, как Шевчук. Россию снова лихорадит, а Юрий Юлианович здесь, хотя его в Пскове уже и ждать-то порядком перестали. Но приехал, и повторюсь символично это все. «Не так уж скверно все, не так уж плохо все», - это из его последней песни.
Лидер ДДТ накануне концерта был нарасхват: пресс-конференция, эфир на радио... При этом никого и близко не интересовал его новый альбом «Прозрачный». Ради приличия, конечно, задали вопрос-другой, как пожертвование. Но после пятиминутного этикета все посрывали накрахмаленные «слюнявчики», а дальше - кто в Украину и по рубли, а кто Путина обсуждать. Какой тренд такие вопросы. Тем более, когда не пнуть власть по нынешнем меркам сродни антисемитизму, а сделать это вместе с Шевчуком бесценно, памятуя о взаимоотношениях «юры-музыканта» и власть предержащих. Юрий Юлианович, надо отдать ему должное, ответил на все вопросы псковских журналистов, которые, видимо, еще заранее налепили шаблонных заголовков вроде «Юрий Шевчук: Кризис в стране печальная политика государства». Получились заголовки, пошли комментарии, пошел и сам Шевчук своей дорогой и со своим альбомом.
Я вот для себя как-то давно уяснил, что кроме честного творчества и гражданской позиции лидера ДДТ всегда отличало чувство меры. Он говорил лишь в том случае, если у него было высказывание, и молчал, если голоса вокруг сливались в какофонию. Его никогда не было много. Как, например, Гребенщикова в его юбилей. Или как сейчас Макаревича. Пускай ситуация тут другая, но пафос в том, что Шевчук вряд ли бы оказался на месте «машиниста», хотя тоже не заигрывал с властью. Впрочем, и для пиара ее не хулил, не искал коньюктурных поводов для щегольства. Вот и сейчас при всей своей гражданской позиции он треклятит правящий режим. Недоволен им да, говорит об этом открыто тоже да. Но только когда спросят, или больше не хочется молчать.
Помните, как года 4 назад вокруг Шевчука развернулась травля? Его обвиняли в мародерстве, когда музыкант принял на хранение звезды с погон русского солдата, убитого в первую чеченскую. Передали эти самые звезды Шевчуку однополчане погибшего. Истории на тот момент было уже 15 лет, но ее удалось подать под новым соусом. Зародилась «лавина» в одном из блогов, а уже обрастал «ком» на федеральных каналах и новостных полосах. Я тогда много слышал комментариев, обвинительных версий, но только не оправданий от Шевчука. Ситуацию позже разъяснили сами ветераны Чечни, которые рассказали, что такой подарок был частью памяти о павшем, но ни как не мародерством. Сам музыкант просто не стал опускаться до разъяснений. Такая победа чести над удобством.
Тогда мне было стыдно за наше общество, готовое «онанировать» на черный пиар. Неогопкультура в своем проявлении, что поделать. Как и было стыдно когда-то за лидера нации, для которого Шевчук просто «юра-музыкант», а вовсе не пример гражданского сознания. За самого Юлиановича стыдно не было ни разу.
Феномен Шевчука, как мерила политической простыни, на которой по российскому обыкновению полно пятен, в том, что для него нет крайности, нет черного и белого. Как взять того же Макаревича, Борзыкина или других оппозиционеров от рока. Не пишет поэтому Шевчук манифестов или памфлетов в эти дни, хотя казалось бы... Вместо этого он выпускает один самых светлых и оптимистичных альбомов ДДТ, оставляя надежду. Кому себе, стране, нам каждый сам решит.
Поныть это вообще не про него. Пока одни спешат наколядовать имидж обиженного, а потом певуче доносить пастырем истины жития, Шевчук ставит в «паспорте» штамп с реальностью и не жалуется на семейный быт. Но и назвать ее по-есененски сукой тоже не стесняется, однако опять же, если она того заслужила.
«Я считал, что реальность в Ницше, а оказалась она в лапше.
И моё рок-н-рольное братство увяло в вечно больной душе.
Я думал, что я хороший... Мне снилось, что я орёл!
Я сражался за чистый разум, но он опять не туда завёл.
Я сломал свой Духовный Фаллос в этой битве добра и зла,
А она улыбнулась, целя мне в лоб, и опять никого не спасла».
(«Реальность», альбом «Прозрачный»)