Завершая филармонический сезон, псковские музыканты представят свой подарок поклонникам музыки в Год российского кино: 23 июня в БКЗ областной филармонии прозвучит программа «Симфонический кинематограф» живая коллекция самых ярких и популярных мелодий мирового и отечественного кино XX-XXI веков. Накануне концерта главный дирижер Псковского областного симфонического оркестра Эдуард Банько рассказал о предстоящем концерте, итогах сезона и планах на будущее.
Эдуард, расскажите, чего ожидать псковским любителям музыки от предстоящего концерта? Жанр «симфонический кинематограф» это ведь уже своего рода традиция нашего оркестра.
В определенной мере да. Но одновременно мы как бы закладываем и новую традицию. Дело в том, что концерт пройдет в непривычном формате. Прежде такого еще не было. Это будет концерт с видеорядом, фрагментами из фильмов, фотографиями. Задумка такая, что всё это и музыка, и видео должно восприниматься на одном дыхании. То, что будет происходить на сцене, должно предстать перед зрителем как единое музыкально-сценическое целое. То есть это будет не традиционный концерт с простым объявлением номеров, а некий художественный синтез, в котором музыка, видео, слово должны породить у зрителя и слушателя особые эстетические впечатления.
А что вы имеете в виду под «словом»?
Это будет слово ведущей концерта Марии Борисовны Громовой. Она наш ведущий музыковед, она ведущая наших концертов и, разумеется, сама пишет тексты, которые произносит со сцены. Она очень большой вклад внесла в этот проект, лично занималась подбором видеоряда. Надеюсь, все у нас получится. Музыка известнейшая, фильмы почти все легендарные.
Какой у вас, как выражаются на музыкальном радио, плэй-лист?
Музыка из фильмов «Сибирский цирюльник», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Одиссея», «Список Шиндлера», «Мой ласковый и нежный зверь», «Пираты Карибского моря» и других.
А вы сами являетесь поклонником музыки кино?
Я, как и любой человек, люблю хорошее кино. И я считаю, что эта музыка должна звучать не только с экрана, но и на концертных площадках, она этого более чем достойна.
Тем более в отечественном кино всегда работали прекрасные композиторы. Достаточно вспомнить Альфреда Шнитке.
На этот раз Шнитке не прозвучит. Но будут Артемьев, Дога, Петров, Уильямс...
А ведь киномузыка весьма специфическое явление, она часто плотно связана с кадром.
Да. Но мы, естественно, выбрали самые яркие номера. Такие мелодии, которые передают душу фильмов. У нас будут в программе хиты. Например, знаменитый романс Шостаковича из кинофильма «Овод». И будет звучать музыка менее известная, но не менее интересная. Например, есть такой фильм 1934 года «Поручик Киже» с музыкой Прокофьева. Думаю, большинство зрителей не знают ни этого фильма, ни этой музыки. А музыка у Прокофьева очень оригинальная, с юмором, острая, в общем, типично прокофьевская.
Получается, у вас не только развлекательный проект, но и просветительский?
Каждый концерт предполагает представление знакомой музыки, которая легко воспринимается слушателем, и, с другой стороны, представление чего-то нового, чтобы раздвигать границы музыкального кругозора, эстетических впечатлений слушателя.
Как долго вы готовили эту программу?
Начали загодя, параллельно с другими программами, как это и бывает обычно. Потом что-то корректировали, делали более компактным, чтобы концерт не получился громоздким, и чтобы была выдержана, может быть, и скрытая, но какая-то одна сюжетная линия. Чтобы рассказ и музыка сплелись в одно целое.
Эдуард, это у вас первый сезон на посту главного дирижера. Что можно сказать о прошедшем сезоне, если подводить итоги?
Оркестр был создан вопреки тяжелым обстоятельствам, и, можно сказать, существует вопреки тем же обстоятельствам. Жизнь сейчас не простая, особенно у музыкантов, потому что зарплата у них невысокая, и вот вопреки этим материальным условиям, люди продолжают работать и выдавать слушателям достаточно высокий уровень.
Меня лично это сильно удивляет. Признаюсь, я был поражен, когда услышал на Пушкинском праздники поэзии исполнение Псковским оркестром оперы «Алеко» Рахманинова.
Вы знаете, это удивляет не только вас. Потому что когда с нами выступили солисты театра «Новая опера» из Москвы, после второго исполнения оперы на поляне в Михайловском они выразили свое удивление уровнем и качеством звучания оркестра, зная в каких условиях оркестр работает. Несмотря на все сложности, люди чувствуют ответственность и собираются. Мне тоже непросто. Ведь музыканты вынуждены работать и на других работах. В общем, не будем слишком углубляться в эти подробности. Сложно... И мне сложно, и музыкантам сложно, но главное двигаться к новым вершинам в творчестве, которые ты себе наметил.
И всё-таки, если можно, поподробней о прошедшем сезоне.
Некоторые события можно смело обозначить как некие вехи в развитии оркестра: это исполнение крупных симфонических полотен. Открыли мы сезон 2-й симфонией Сибелиуса. В середине сезона, в конце марта, мы исполнили 1-ю симфонию Рахманинова, очень мощное произведение, требующее больших усилий для исполнения. Вышеупомянутое исполнение оперы «Алеко» тоже, безусловно, наше достижение.
Еще хотелось бы отметить, что у нас есть свои солисты, которые осваивают новый репертуар. И это тоже включается в просветительский контекст. Например, в концерте «Современные композиторы. Легкий взгляд» мы исполнили крупное сочинение австрийского композитора Фридриха Гульды, написанное для виолончели и духового оркестра. Солистом выступил наш виолончелист Дмитрий Жданов. И впервые в необычной ипостаси выступили наши духовики, когда целый концерт они играли без струнных. Сама пьеса очень оригинальная, в таком эклектичном стиле: и классика, и барокко, и рок. Музыканту важно выступать солистом, проявлять себя в новом амплуа, продвигаться в своем творчестве.
А что уже сейчас можно сказать о планах на следующий сезон?
8 сентября мы откроем сезон хрестоматийными произведениями из «золотого фонда» симфонической музыки: мы впервые исполним 5-ую симфонию Чайковского, а в первом отделении будет звучать музыка известного советского композитора Рейнголда Глиэра «Увертюра на славянские темы» и уникальный в своем роде концерт для голоса с оркестром. Музыка очень красивая. Ее не каждый вокалист исполнит, потому что сложная. С нами выступит певица Алена Карманова, которая сейчас работает в Санкт-Петербурге и Берлине. А еще из необычного и нового могу назвать концерт «Большой джаз», в котором примут участие пять джазовых солистов, которые участвовали в одноименном телепроекте на канале «Культура».
Когда это будет?
7 марта 2017 года. В этом концерте, кроме инструменталистов, выступит одна из лучших джазовых вокалисток страны Юлиана Рогачева. Победительница различных джазовых конкурсов, очень талантливая и красивая певица. Мы уже и репертуар подобрали, осталось только выучить и сыграть. Участники проекта «Большой джаз» сами вышли на нас, и мы рады с ними сотрудничать. В концерте будут звучать саксофон, фортепиано, контрабас и ударные. Опять же в марте состоится специальная художественная акция: мы выступим совместно с Новгородским камерным оркестром. Два оркестра, псковский и новгородский, объединятся в один, и дирижировать будут тоже два дирижера я и Лев Дунаев из Великого Новгорода. И еще необходимо добавить, что следующий наш сезон юбилейный. Псковскому областному симфоническому оркестру исполняется 20 лет. В декабре планируется юбилейный концерт в Пскове, но, кроме того, уже есть договоренность, что мы выступим в одном из лучших концертных залов Государственной академической капелле Петербурга.
Беседовал Александр Донецкий