В Псковском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина новые молодые режиссёры. Мы не смогли остаться в стороне и решили расспросить Екатерину Максимову молодого питерского режиссёра о планах, о жизни, о профессии и о сказке
Расскажите немного о себе.
Родилась и всю жизнь прожила в Санкт-Петербурге. Закончила Санкт-Петербургский театральный институт. Училась на курсе у Вениамина Фельштинского. После института мы с Вениамином Михайловичем работали в Самарском драматическом театре и ставили "Ромео и Джульетта", Чехова "О вреде табака". Затем много других работ в актёрско-режиссёрской лаборатории "Новой драмы".
А как к нам в Псков попали?
На сцене БДТ мы ставили "Блондинку", с этим спектаклем нас пригласили на Володинский фестиваль в ноябре. Как раз на премьере "Блондинки" меня заметила Татьяна Александровна Комиссаровская и пригласила ставить сказку в Псковском драмтеатре.
А раньше о нашем театре слышали?
Слышала совсем немного. Друзья мужа (а он у меня актёр) работали в вашем театре, но как-то немного совсем. Слышала, что люди долго не задерживались в труппе. Говорят, в ваш театр не очень народ ходит. А это плохо, не в кино же ходить?
Расскажите о первых впечатлениях о театре.
Впечатления очень хорошие. Прежде чем познакомиться с труппой театра, я осмотрела сам театр. Сцена очень хорошая, удобная, на ней можно много чего ставить. Театр хороший, другой вопрос, что он в аварийном состоянии. Но этот вопрос финансирования к высшему руководству. Артисты очень хорошие. Приятно и встречаться, и общаться, и работать. В театре очень откликнулись, хотят сотрудничать.
Не страшно было в незнакомый город ехать?
Это был не первый мой опыт. Я работала в Самаре. Вот тогда было, конечно, страшно. Сразу после института. Молодая, неопытная. После Самары, после большой работы уже ничего не страшно.
Проблем с выбором актёров не было?
Нет. Очень сильно мне помогла Дарина Ивановна, с ней мы общались по этому поводу. Кроме того, просмотрела несколько дисков со спектаклями театра, и тоже многое стало понятно. Приехали новые молодые актёры в труппу. Я поговорила с ними и сразу же взяла в спектакль.
Расскажите, что ставите.
Сказка называется "Волшебное кольцо". Кольцо и как мир, и как земной шар, и как людская алчность. Молодцы, которые исполняют желания владельца кольца, у нас будут в виде природных стихий. Суть и идея спектакля такова, что никакого кольца и волшебства не нужно, потому что всё в руках человека. Главное не деньги, а умение оставаться человеком. В спектакле много песен, движений, трюков, драк. Всё должно быть смешно, где-то глупо и по-дурацки. Придётся много двигаться, всё основано на движении. Трюки будет делать хороший мой товарищ Артур Ягубов (самарский артист), танцы будет делать здешний хореограф.
На какого зрителя рассчитываете?
Надеюсь, будет интересно и детям лет от 6, и родителям будет не скучно. Хочется, чтобы всё это было с юмором, динамично.
Что самое сложное в режиссёрской работе?
Самое сложное, чтобы все службы вовремя исполнили всё, что требуется. Если режиссёр что-то придумал, это сразу должно быть реализовано. А у нас то костюмера не найти, то реквизитора. А с актёрами как раз всё проще. Ко всем, конечно, нужен индивидуальный подход, но это не самое сложное в профессии. Режиссёр должен уметь разговаривать с людьми. Кроме того, должен уметь объяснять так, чтобы ещё его и понимали. Поэтому на репетициях должен присутствовать весь театр, чтобы музыка вовремя зазвучала, свет вовремя зажёгся, реквизиторы вовремя всё принесли и оставили, а костюмеры принесли костюмы, которые сшиты именно на этих актёров. "Бытовщина" мешает и актёрам, и режиссёру. Наше дело придумывать, а дело всех остальных нам помочь.
Сколько, по вашему, нужно времени, чтобы поставить хороший спектакль?
Как минимум год. Но мы ограничены во времени. Поэтому моя задача была приехать уже подкованной. Но иногда в этом отношении очень помогают актёры. Кроме того, моя задача, собрать народ и заставить всех чётко и слаженно работать.
Насколько вам возможно возразить?
Легко. Момент сотворчества с актёрами заключается в том, что, отвергая, кто-то что-то предлагает. Если есть идея, которая интереснее моей, я готова уступить. Хотя бывают моменты, когда я на чём-то настаиваю, тогда я это озвучиваю. Режиссура это своя, индивидуальная кухня, и каждый работает по-своему. Здесь нет алгоритма.
Что хочется привнести в наш театр?
Энергии, чтобы люди живее двигались. Очень надеемся, получится. Хочется, чтобы актёрам было интересно, тогда будет интересно и зрителю.
Как к критике относитесь?
Хорошо отношусь, если это не заказ. Если это честная и профессиональная критика. Если критик начитанный, насмотренный. Если он профессионал в своём деле. Он видит ошибки, проблемы или достоинства.
А что самое приятное в профессии?
Общение, репетиции, новые люди, взаимообмен энергией, творческими мыслями и чем-то ещё. А в этой профессии ничего больше и не надо.
Какие планы на наш театр?
Пока не знаю, зависит от результата этого спектакля. Хочется собрать полный зал. Если на сказку будут ходить, театр будет зарабатывать, а меня позовут еще сотрудничать, думаю, почему нет? Главное, чтобы были возможности, время. Отношения с артистами, я думаю, сложатся хорошие.
Беседовала Светлана Петрова, Псковское агентство информации.