В мэрии немецкого Гамбурга, которая расположена в историческом и очень старом дворце, помнящем времена далекие и людей очень знаменитых и сегодня больше похожем на музей, чем на административное здание, есть зал заседаний, где у самого потолка находятся гербы ганзейских городов, в том числе и старый герб Пскова. Смотрим на потемневшее дерево и как будто открывается какая-то потайная дверь в прошлое, куда так хочется зайти и выйти, чтобы посмотреть на богатый большой город на реке Великой, с уверенными в себе людьми на улицах, с бурлящей толпой купцов, мастеров, ремесленников, где звенят молоты кузнецов и пахнет кожей, где есть место и ювелирам, и строителям, где спешат хозяйки и снуют дети. И понимаем, что были времена, когда о нашем городе прекрасно знали в Европе и имели с ним довольно обширные торговые отношения. Но сегодня в Гамбурге о Пскове ничего не знают…Уже после присоединения Пскова к Москве в 1510 году из столицы стали приходить указы о запрете торговли псковичей на чужеземных территориях. В псковских писцовых книгах шестнадцатого века часто встречаются записи, в которых упоминается о запустении многочисленных торговых дворов и лавок. А ведь вплоть до середины шестнадцатого века торговля была одним из главных инструментов псковского богатства и могущества. Торговали солью, хмелем, солодом, льном, овощами со всеми русскими землями, а также с Литвой, Ригой, Юрьевом. Но основным товаром на псковском рынке был хлеб, который псковичи в больших количествах экспортировали в соседние страны. Удивительно, но, когда в неурожайные годы голодали во всех других русских территориях, в том числе и в Москве, и в Твери, в Пскове голода не было, ибо псковичи хранили огромные запасы хлеба. Сегодня даже трудно представить, что речь идет о землях, которые мы сейчас называем зоной рискованного земледелия... Например, псковские летописи отмечают, что на протяжении всего пятнадцатого века в Пскове не было жалоб на дорогой хлеб. И по всем параметрам Псков считался богатым городом, в том числе по числу жителей. Если верить опять же летописцам, то только в Среднем городе было около шести с половиной тысяч дворов. Умножьте эту цифру минимум на пять (количество членов семьи в среднем), получим довольно приличное число горожан – равное большому европейскому городу, и это только в одной, не очень большой части города, а ведь были еще посады и другие городские окрестности со своими жителями.Карамзин считал, что именно близость европейских государств и хорошие связи Пскова с немцами, формировали черты псковичей до 1510 года – вежливость, обходительность и особый художественный вкус. А историк Соловьев отмечал высокий уровень развития ремесел и различных кустарных производств тех лет. По сути, большая часть горожан была ремесленниками и членами их семей. По уверениям историков псковичи много времени и средств выделяли на благоустройство города и его обороноспособность. Очень часто историки выносят главной причиной присоединение Пскова к Москве – возможность получения московской военной помощи в борьбе против европейских соседей. Но одновременно мы знаем, что Псков и окрестности были очень неплохо укреплены и, как выразились бы современные военные, имели продуманную тактическую и стратегическую систему обороны своих земель. В случае военных действий мобилизационная готовность в Пскове всегда была очень высокой: крестьяне бросали соху, ремесленники - инструмент и брались за оружие. Причем мобилизация касалась всех без исключения: под ружье вставала и вся псковская знать. А военного опыта у псковичей было не занимать: постоянные многолетние бои и стычки с немецкими отрядами, противостояние с Литвой... При этом псковские послы умело маневрировали в поиске союзников и в договоренностях о перемириях с противниками. То есть можно отметить, что в Пскове сложилась своеобразная школа дипломатии, на традициях которой несомненно мог воспитываться и будущий официальный первый дипломат России Афанасий Ордын-Нащокин. Но как бы там ни было, после 1510 года многочисленные свидетельства псковской жизни обрываются на многие десятилетия, псковичей почти забыли летописцы, в лучшем случае, вспоминая их роль в военных операциях московских войск. Многие российские историки 19-20 веков не видели плюсов от присоединения Пскова к Московскому государству. Безусловно, что не было бы этого, и псковская история во многом пошла бы по-другому, если точнее – псковичи в последующие десятилетия могли бы не вляпаться в многочисленные, в том числе военные авантюры, проводимые великими князьями, царями и их окружением. К примеру, через сто лет после присоединения Псков реально мог избежать разорительной борьбы с сильнейшей в Европе армией шведского короля Густава Адольфа, поскольку на решительные действия против русских городов шведы были спровоцированы политикой московских властей того времени.И все же погубил Псковскую вольную республику со всеми ее плюсами не только интерес Москвы, скорее, виной всему можно назвать слепоту псковской знати того времени. Есть замечательное исследование Наталии Николаевны Масленниковой «Присоединение Пскова к русскому централизованному государству», в котором она не раз проговаривает мысль, что причиной падения независимости Пскова стали… классовые противоречия, антагонизмы, родившиеся в псковском обществе. С учетом того, что в Пскове долгое время действовали демократические механизмы, они и стали основой для зарождения, возможно, впервые в России разделения общества на классы. Цельным, как монолит, псковское общество того времени называть нельзя. Василий Ключевский, историк, живший в конце 19 - начале 20 веков и придававший особое внимание именно анализу социально-экономических факторов истории общества, в результате называл псковскую знать пятнадцатого века «капиталистами», а другую часть жителей – «рабочими». Нам сегодня в это, конечно, трудно поверить: 15 век и капиталисты, когда вокруг царствовал сплошной феодализм и останется царствовать еще долгие десятилетия и столетия. Но, в этом и феномен псковской республики, которую в результате погубило противостояние классов, то есть – опять же, первая в истории России…революция. Не крестьянский мятеж, и не бунты городских жителей… Длилось противостояние псковской знати и трудовой части псковичей не один год. Об этом было не принято писать в летописях, хотя даже известная Псковская летопись все же вынуждена была отметить под 1483-1486 годами борьбу между «бóльшими» и «меньшими». Страсти тогда весьма накалились. Три года псковское Вече находилось в руках большинства горожан – при существовавшем демократическом устройстве это было вполне реально. То есть псковские смерды, «черные люди», те самые рабочие, как их назвал Ключевский, на Вече стали бороться с усилившейся эксплуатацией и защищать свои права, нарушаемые, по их мнению, представителями крупной знати и землевладельцами. А Москва просто сделала грамотный тактический ход, лишь показав, что встала на сторону «меньших» притом, что защищать псковских крестьян и горожан вовсе не собиралась, а сделала это лишь потому, что в среде псковской знати были весьма серьезные антимосковские настроения, которые нужно было извести. И тот факт, что после трех лет владения всей властью в Пскове «меньшие» люди не смогли наладить последующее управление самостоятельной республикой, а уповали лишь на поддержку великого князя, говорит о том, что задолго до этого времени практически все слои псковского общества находились под сильным влиянием Москвы. И события 1510 года были лишь формальностью. В результате противостояния внутри псковского сообщества было потеряно время, утратило влияние Вече, оказалась в упадке псковская дипломатия и внешнеполитическая деятельность, значительно упала обороноспособность, возникли торговые конфликты и т.д. И Москва победила. Но винить исключительно Москву в том, что Псков потерял самостоятельность, и стал провинцией Московского государства - было бы неверно. Шла обычная политическая или геополитическая, как ни назови, борьба. Пенять нужно самим псковичам на то, что они в распрях между собой не смогли сохранить свои уникальные демократические традиции и свою вольную республику, которая по всем раскладам в той или иной форме вполне могла бы дожить и до сегодняшних дней. Предпосылки к этому были весьма существенные. Хотя сей сюжет, сейчас более похож на фантастику. Факт присоединения Пскова к Москве, о котором многие историки, журналисты, общественные деятели говорили на протяжении всего нынешнего года, конечно, не может быть праздником, он должен послужить уроком – к чему приводит слепота знати и пропасть между различными слоями общества.Игорь Докучаев