Ежегодные Дни города традиционно включают в свою праздничную афишу не только сугубо развлекательные мероприятия, изначально рассчитанные на массовую публику, но и вбирают в себя события, репрезентирующие культурный потенциал Пскова. Это выставки, концерты, литературные праздники, и пусть популярность этих мероприятий не столь велика, как ночная дискотека, организуются они явно не для галочки, радуя немногих, но истинных почитателей искусства.Ян Осин и «Связь поколений»В пятницу, 22-го июля, на сцене Зеленого Театра, украшенной большими фотографиями Пскова, начался концерт, названный Яном Осиным, идейным вдохновителем тире антрепренером проекта, - «Связь поколений». Название не ахти какое, прямо скажем, порядком истертое, но точно отражающее замысел – объединить на одной сцене и в одной программе известных артистов разных поколений, от начинающих свой путь на эстраде, до признанных мэтров современной российской поп-музыки, причем в самых разнообразных жанрах.Сам Ян Осин, кстати, являет собой яркий образец синтеза, демонстрируя публике, что для певца с хорошим голосом и школой любые жанры хороши. Певец показал, что он на «ты» с любым репертуаром, и одинаково профессионально исполняет и популярную классику, и романсы, и так называемые «патриотические песни, и фольклор, и откровенно эстрадные шлягеры «под Фрэнка Синатру».Ян Осин несколько лет назад уехал в Москву, где и сделал карьеру солиста Москонцерта, и сегодня он востребован как в столице, так и в провинции, а его «сборные солянки» под маркой «Связи поколений» неизменно вызывают большой интерес у публики, ценящей традиционную эстраду.На концерт в Пскове промоутер Ян Осин пригласил своих хороших друзей и коллег: актера и певца Бориса Галкина, пианиста-виртуоза, композитора Левона Оганезова, народную певицу Надежду Крыгину и знаменитый псковский ансамбль «Сказ», в котором много лет назад начинал и сам Ян Осин.Вел концерт Ян Осин, за годы жизни в Москве заметно возмужавший и набравшийся эстрадного опыта. Замечательный вокалист органично смотрелся как в паре с легендой российской эстрады Левоном Оганезовым, так и с родным «Сказом». Что в очередной раз навеяло невеселые мысли о том, что нет пророка (в данном случае - артиста) в своем Отечестве, и чтобы творчески состояться даже весьма талантливому певцу, нужно обязательно уехать в столицу. Что до публики, то ее обидная немногочисленность сполна компенсировалась искренностью реакции и благодарными аплодисментами.Пусть песни, которые поет и тем самым пропагандирует Ян Осин и нельзя назвать модными или актуальными, подобные концерты всегда найдут небольшой, но верный круг почитателей.Без Церетели не обошлось Еще одно банальное название - «встречи», и, разумеется, «псковские» - скрывающее довольно интересный художнический проект, представила Приказная палата областного музея-заповедника. Художники из Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Калуги и, конечно, Пскова показали свои работы разных лет. Куратором проекта выступил Николай Москалев, объединивший художников по принципу их причастности – прошлой или настоящей – к монументальному искусству, то есть к большим формам, вписанным в пейзаж или в интерьер.Предисловие к печатному буклету «Псковских встреч» написал известный российский критик Валентин Курбатов. Буквально в шести абзацах критик сформулировал «ток момента»: «время синтеза, идей и технологий побуждает искусства устремляться друг к другу, и начинается «хождение» эмали в живопись, живописи в мозаику, монументалистов в станковые работы...»Из псковичей во «встречах» представлены: сам Николай Москалев с картиной, выполненной из смальты, а также работы Ильи Семина, Ирины Гурской и Анатолия Жбанова.В последний момент, за несколько дней до открытия, Николаю Москалеву все-таки удалось получить на вернисаж и работу знаменитого Зураба Церетели, так что уровень экспозиции «Псковских встреч» поднялся до имен и фамилий, которые, что называется, в топе, как бы критики и искусствоведы не оценивали их творчество.Без публикиНу, или, если быть до конца точным, почти без публики, в воскресенье, 24 июля, в полдень начался праздник псковской книги «Псков город-книгочей». Публика, впрочем, «книгочейных» пристрастий не демонстрировала, предпочитая более приятные развлечения, как-то сахарная вата или приобретение поделок.Рядом с памятником княгине Ольге, под музыку выступлений хореографических ансамблей и народных хоров, в непосредственной близости от традиционной ярмарки ремесел, расположились столики, на которых лежали книжки от псковских поэтов и писателей. Сами поэты и писатели стояли или сидели рядом со столиками, на которых красовались большие таблички с их именами и фамилиями, и как бы «продавали» свои тексты. Желающих унести с ярмарки Литературу, правда, нашлись единицы (если вообще они нашлись). Все это действо называлось «Лавка автора». Идея организаторов была такова – горожане легко и непринужденно общаются с местными литераторами, приобретают их книжки, получая вожделенный автограф. Площадка перед монументом княгини была названа «поэтической», и, когда отгремел фольклор, поэты сами запели под гитару и продекламировали свои вирши. Как бы бонусом к псковской словесности редких зрителей ожидала еще и встреча с автором-исполнителем Вячеславом Рахманом, а также выставка краеведческой литературы, предоставившая возможность увидеть новые книги и публикации о Пскове и окрестностях.Соединение культмассового сектора и местных литераторов пока с трудом поддается форматированию, и вопрос: «Что это было, концерт или поэтические чтения?» - вполне уместен.Нести книгу в массы тоже надо уметь, а с другой стороны: а надо ли?Не лучше ли обойтись тесными, но искренними в своем ненавязчивом энтузиазме литературными междусобойчиками. Саша Донецкий