Актерский дневник25 мая на Малой сцене Пушкинского театра состоялась очередная премьера Театральной студии Псковского государственного Политехнического института «Брысь!» по музыкальной сказке Валерия Зимина.Да полноте, зачем вам это нужно! Какой-то театр, какая-то игра… Действительно, чего ради их, студентов технического вуза, будущих менеджеров, инженеров, бухгалтеров тянет на сцену, манит испытать себя в театральном деле, тратить время, силы и нервы в том, что в будущей жизни наверняка не будет востребовано? Тем не менее, театральная студия Политехнического института существует одиннадцатый (!) сезон, и почти каждый год – новый спектакль. Хорошо помню первую премьеру, когда замахнулись аж на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира. Для комедии «Сон в летнюю ночь» во внутреннем институтском дворике на Толстого была отстроена сцена, какие-то простенькие декорации, поставлен свет (дело было поздним весенним вечером), а вокруг – кто как мог – расположился, кажется, весь институт. И начался озорной, зажигательный Шекспир. Восторг был почти стадионный – и на сцене, и в «зале». Никому и в голову не приходило думать о каком-то профессионализме, всем было празднично, радостно и просто хорошо. Вот она, объединяющая сила театра, - подумалось тогда. А потом, на Малой и Большой сценах Пушкинского, были «Дурочка» Лопе де Вега, «Две стрелы» Александра Володина, «Блюститель» Алексея Винокурова и другие. К 60-летию Победы был поставлен «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова, а восьмой сезон ознаменовался водевилем Владимира Соллогуба «Беда от нежного сердца». Перед премьерой – короткая беседа с основателем студии и постановщиков всех спектаклей Вадимом Радуном:- «Играем в театр» - это и название студии и, если хотите, главный ее девиз. И действительно, мы не строим и не создаем новый театр, мы играем в него – для души и сердца. Ребята сами занимаются декорациями, костюмами, музыкой, пластикой, гримом, чтобы как-то приблизиться, прикоснуться к тайне творчества. Творческое начало и потребность в игре в природе человека, а театр, как искусство синтетическое, отвечает этой потребности наиболее полно. Отвечает желанию что-то открыть и преодолеть в себе, рассказать о себе что-то важное, главное. Потребность в исповеди – один из самых мощных мотивов выхода на сцену. Одиннадцать лет назад директор Пушкинского театра Валерий Павлов и ректор Политеха профессор Сергей Вертешев подписали двустороннее соглашение, и благодаря этому союзу не только театр вошел в жизнь студентов, но и студенты стали помогать театру, многие из них пришли в наши спектакли и даже сыграли в них совсем не шуточные роли: Вика Блощицина в «Проделках Ханумы», Саша Решетов в «Короле Лире», Володя Кондратьев и Андрей Ахмалетдинов в «Александре Невском» и «Соловьиной ночи». И я не согласен, что приобретенные в студии навыки им не пригодятся. На сцене они освобождаются от комплексов, у них появляется вкус к речи, построению фразы, к интонационному строю. Они понимают, что если правильно пользоваться дыханием, оно делает человека сильным, раскрепощенным, разнообразным. Наконец, они учатся общению, а что может быть важнее в любом деле, будь то бизнес или какая-то другая деятельность, к которой они себя готовят. Ради этого все и затевалось. И я очень благодарен своим коллегам, сотрудникам театра, всех наших цехов, которые помогали в выпусках студийных спектаклей. Будет жаль, если этот союз перестанет существовать.Да, подумалось мне, если б потребность в театре, профессиональном и не только, получила в нашем городе должную поддержку, глядишь, и желающих уехать из региона стало бы меньше. Не случайно же во всем мире проводится огромное количество театральных фестивалей – профессиональных и любительских, детских и взрослых, людей с ограниченными возможностями, – и всё для того, чтобы поддержать в человеке творческое начало, чтобы жизнь стала более человечной и привлекательной. А мы порой словно сами себя загоняем в глухую провинцию, превращая свой дом в захолустье на окраине общего сотворчества людей. Новый набор студии – сплошь первокурсники, смотреть на них одно удовольствие. Они раскрепощены, они свободны потому, что сопричастны чему-то главному в этой жизни. Начинает спектакль кот Филофей (Павел Иванов): «Разумеется, судить человечество мы не можем, а вот дать соответствующую оценку некоторым его поступкам мы вправе. И я, кот Филофей, на правах старожила беру на себя ответственность за справедливость наших оценок…» И – одна за другой разыгрываются истории бездомных кошек, каждая из которых услышала в своей жизни роковое «Брысь!» Истории предательства любви. Все веселы, обаятельны, в легких «кошачьих» гримах, лаконичных детальных костюмах, - таков предложенный режиссером способ существования. Песни, танцы… Но от этой легкости значимость темы – от истории к истории – только набирает силу. И бездомные кошки поют: Огромен мир, в котором мы живем,Шумят леса и реки катят воды.Весь шар земной – один прекрасный домДля человека и природы.Что шепчет клен, о чем журчит родник,И почему ночами плачет вьюга?Язык любви – единственный языкДля понимания друг друга.После спектакля, бурных аплодисментов, цветов и поздравлений спрашиваю профессора Вертешева: - Сергей Михайлович, вам, как ректору, зачем это нужно? Что, мало других забот?- Прежде всего, это нужно им, нашим студентам, а значит и мне. Задача института – не только дать качественное образование, но и создать условия для раскрытия творческого потенциала. Посмотрите, с каким удовольствием они это делают. Ведь на занятиях все зарегулировано, есть какая-то обязательная программа. Здесь тоже программа, но есть и возможность новых форм общения, разностороннего проявления индивидуальности. Думаю, игра – потребность человека, – естественная, биологическая, психологическая, какая угодно. Жизнь становится богаче. Когда человек побудет сначала хорошим, потом плохим, потом таким да этаким, он испытывает гораздо больше эмоций, гораздо больше впечатлений от жизни получает, и научается видеть жизнь как бы с разных сторон, во всем ее многообразии. Вик. Яковлев