В этом театральном сезоне состоялось долгожданное открытие малой сцены Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина. Ещё осенью руководство театра пообещало, что на этой площадке будет много нового и необычного. Премьерой там, пожалуй, стал "спустившийся" на псковскую сцену из разных уголков России театральный драмдесант, изюминкой и претенденткой на "Золотую маску" которого признали "Наташину мечту". Гораздо позже появилась волнующая сентиментальная комедия "Уходил старик от старухи" дебют уфимского режиссёра Евгении Лебедевой. Эксперименты продолжаются. Теперь вот "Убийца" Андрея Трусова по одноимённому произведению Александра Молчанова.
Постановка молодого петербургского режиссёра второй опыт работы Трусова в Пскове. Мы с нетерпением ждали эксцентричную "Королеву красоты" по Мартину МакДоноху, премьера которой тоже должна была пройти, между прочим, на малой сцене. Мнения разделились, хотя многие критики и театралы признали свежесть новой драмы в псковском театре. И тут снова эксперимент (за это нужно поблагодарить режиссёра). "Убийца" это современная молодёжная драма. Поэтому, видимо, так много студентов на представлении. Об этом, кстати, стоит сказать отдельно. Премьера переросла в корпоратив одного из ссузов города. Рядовые зрители вынуждены были наткнуться на закрытую кассу и реплики контролёров "Зал забит..." Будем надеяться, что молодёжь, присутствующая в этот вечер на спектакле, получила удовольствие...
А слушали и смотрели зрители с замиранием сердца. История ведь про их сверстников главным героям по девятнадцать-двадцать лет. Возможно, кто-то усмотрел в них известных героев классика. Так же, как и Родион Раскольников у Достоевского, Андрей у Молчанова мучается вопросом "тварь ли я дрожащая или право имею?.." Главный герой (Максим Плеханов) задолжал карточному авторитету Секе (Николай Яковлев) значительную для студента сумму - 12 тысяч рублей. Денег нет, себя жалко, жить хочется... Поэтому он соглашается поехать к такому же горе-должнику и забрать для Секи 50 тысяч рублей. А если тот не отдаст убить. И сопровождать-контролировать Андрея отправляется, нет, не Сонечка Мармеладова, Оксана (Екатерина Миронова) грубая, хамоватая неудачница, любовница хулигана. Её исключили из института, поэтому без дела она слоняется хвостиком за своим "хозяином".
"Убийца" Андрея Трусова несколько напоминает "Наташину мечту", которую в рамках драмдесанта в Пскове ставила московский режиссёр Анна Потапова. Всё завязано на внутренних монологах героев. Правда, в премьере петербургского режиссёра внутренняя речь иногда переходит во внешнюю, сливаясь в диалоги. От этого время от времени всё расставляется по своим местам.
Признаюсь честно, я оказалась в числе тех, кому первый опыт Андрея Трусова на псковской сцене пришёлся по душе. Поэтому и предстоящую постановку ждала с большим интересом, но в первые минуты спектакля начала скучать. На сцене незамысловатые диалоги и актёрская игра, скудная сюжетная линия, а затем неправдоподобные любовные сцены. И вовсе не к актёрам этот укор таков уж материал, судить его не стоит. Разнообразить всё это режиссёр решил световыми эффектами, выступлением брейкдансеров и звуковым сопровождением. Хотя иногда это лишь отвлекало и казалось неоправданным.
Язык, на котором общаются герои, сильно отличается от речей Достоевского. Нецензурная брань, небывалое для псковского театра количество жаргонных словечек. Сейчас этим, конечно, никого не удивишь достаточно подобного и на многих телевизионных проектах. Но псковские актёры с задачей справляются несколько неумело: наиграно и передёрнуто. Хотя Максиму Плеханову даже в такой непростой роли удаётся оставаться собой: играя неуверенного в себе юношу, он сохраняет налёт благородства и добродетели. А вот Екатерина несколько зажата, оттого кажется и слегка неубедительной.
В общем, едет наш Андрюша за деньгами, только не к товарищу по несчастью, а домой, к маме, чтобы выпросить 12 тысяч и вернуть Секе без кровопролития. А по пути, не верится, конечно, но он влюбляется в пропащую девушку Оксану. В начале спектакля главный и единственный казалось бы положительный герой пьесы мучается внутренними сомнениями и переживаниями: есть ли Бог и зачем перед ним унижаться, ползать на коленях, а в конце молит Его о милости. Дюша (прозвище Андрея) решительно настроен на убийство, но всё заканчивается как нельзя лучше: мама даёт 12 тысяч, должник Секи 50, убивать никого не надо... Ещё и главный обидчик внезапно выпадет из окна. Это судьба, всё неслучайно, уверен герой. И деньги в кармане, и красавица "на шее".
Все герои "Убийцы" хотят одного счастья и благополучия. Только представления у них об этом разные: кому-то достаточно известности, признания окружающих, а кому-то - хорошей зарплаты. Но самое главное ничего не делать. Всё само свалится в руки... Ужасающая инфантильность российской молодёжи.
Вроде бы happy end... А спокойствия нет. В своих мыслях Андрей - убийца, он рад тому, что больше нет Секи (смерть назойливого авторитета сделала его счастливее). Ещё и эта мадам, с которой проблем потом не оберёшься. Он влюблён, но стоит ли она того? Вот и получается как в песне Земфиры, которая стала саундтреком к спектаклю: "Денег - ноль, секса - ноль, музыка сдохла, мальчик - ноль..." Станет ли Андрей номером один после всех этих неурядиц, внутренних катастроф? Вряд ли... Только если научиться брать на себя ответственность за всё происходящее с ним. Безысходность - единственное, что навевает трусовский "Убийца".
Светлана Петрова, Псковское агентство информации.